К митозу не способны клетки поджелудочной железы

Часть A (только один правильный ответ)
A1.    К митозу не способны:
1) гладкомышечные клетки;
2) клетки поджелудочной железы;
3) клетки серого вещества спинного мозга;
4) клетки хрящевой ткани.

A2.    Многослойный неороговевающий эпителий расположен:

1) на поверхности кожи;3) в почках;
2) на поверхности роговицы;4) в стенке сосудов.

A3.    Какая функция находится под контролем вегетативной нервной системы?
1) движение руки человека;
2) сокращение межреберных мышц;
3) сокращение мышц артерии;
4) поддержание позы при сидении.

A4.    В сером веществе мозга находятся:
1) тела и отростки чувствительных нейронов;
2) тела вставочных и двигательных нейронов;
3) тела чувствительных и двигательных нейронов;
4) тела вставочных и чувствительных нейронов.

A5.    Выберите условный рефлекс:
1) отдергивание руки от горячего предмета;
2) поворот головы в сторону источника звука;
3) катание на велосипеде;
4) сокращение мышц при ходьбе.

A6. В каком отделе головного мозга расположен нервный центр глотания?

1) продолговатый мозг;3) средний мозг;
2) промежуточный мозг;4) лобная доля коры.

A7.    Чем гормоны отличаются от ферментов?
1) участвуют в пищеварении;
2) ускоряют протекание химических реакций;
3) регулируют процесс пищеварения;
4) участвуют в распаде и синтезе веществ в клетке.

A8.    При нехватке йода в пище возникает заболевание:

1) базедова болезнь;3) зоб;
2) бронзовая болезнь;4) сахарный диабет.

A9.    Эпителиальной и нервной тканью образован:

1) гипоталамус;3) поджелудочная железа;
2) надпочечники;4) половые железы.

A10.  Артериальная кровь превращается в венозную:
1) в легочных капиллярах;
2) в капиллярах клубочка нефрона;
3) в капиллярах большого круга кровообращения;
4) в аорте.

A11.  Клапаны в венах и в сердце:
1) отличаются по строению, но имеют одинаковые функции;
2) отличаются по функциям, но имеют одинаковое строение;
3) отличаются и по строению, и по функциям;
4) имеют одинаковое строение и выполняют одни и те же функции.

A12.  Лимфа отличается от крови:
1) наличием в ней лимфоцитов;
2) отсутствием эритроцитов;
3) неспособностью свертываться;
4) участием в иммунитете.

A13.  Кровь без форменных элементов и фибриногена называют:

1) плазмой;3) лимфой;
2) сывороткой;4) тканевой жидкостью.

A14.  Суставная жидкость в суставе обеспечивает:
1) защиту от вирусов и бактерий;
2) снижение трения между костями;
3) работу суставных связок;
4) необходимое давление в суставе.

A15.  Какой признак скелета человека связан с прямохождением?
1) подбородочный выступ;
2) изгибы позвоночника;
3) три отдела в нижней конечности;
4) наличие грудной клетки.

A16. Какой витамин в большом количестве содержится в черном хлебе?
1) А;    2) В;    3) С;    4) Е.

A17.  Витамин A входит в состав:

1) зрительного пигмента;3) гормона щитовидной железы;
2) фермента желудка;4) желчи печени.

A18.  Конечными продуктами обмена углеводов в организме человека являются:

1) глюкоза и рибоза;3) гликоген;
2) углекислый газ и вода;4) жиры.

A19.  Проток поджелудочной железы впадает в:

1) желудок;3) толстый кишечник;
2) тонкий кишечник;4) в кровеносные сосуды.

A20.  Сразу после приема пищи вредно заниматься спортивными упражнениями, так как:
1) ухудшается пищеварение из-за конфликта симпатического и парасимпатического отдела нервной системы;
2) увеличена масса тела человека;
3) мышцы не могут полноценно сокращаться, т. к. им не хватает энергии;
4) кровеносная система хуже функционирует.

A21.  Кожа не выполняет функцию:
1) депонирования крови;
2) запасания гликогена;
3) восприятия информации из внешней среды;
4) терморегуляции.

A22.  Дрожь — это:
1) ответная реакция на перегрев организма;
2) непроизвольный способ согреться;
3) сигнал о нарушении работы кожных рецепторов;
4) произвольное сокращение скелетных мышц.

A23. В правильном порядке структурные части почки расположены следующим образом:
1) корковое вещество, мозговое вещество, почечная лоханка;
2) мозговое вещество, корковое вещество, почечная лоханка;
3) почечная лоханка, корковое вещество, мозговое вещество;
4) надпочечники, корковое вещество, мозговое вещество, почечная лоханка.

A24. При оказании первой помощи при остановке дыхания сначала необходимо:
1) очистить полость рта от инородных предметов;
2) сделать непрямой массаж сердца;
3) укутать пострадавшего в теплую одежду;
4) положить пострадавшего на бок.

A25.  Звуковые колебания преобразуются в нервный импульс в:
1) височной доле коры больших полушарий;
2) барабанной перепонке;
3) улитке;
4) слуховых косточках.

A26.  У человека, страдающего близорукостью, световые лучи фокусируются:

1) на сетчатке;3) за сетчаткой;
2) перед сетчаткой;4) в слепом пятне.

A27.  Нарушение работы полукружных каналов может привести:

1) к потере слуха;3) к ухудшению зрения;
2) к нарушению речи;4) к нарушению чувства равновесия.

A28.Нервный импульс от кожных рецепторов поступает в центральный отдел анализатора:
1) по спинномозговым нервам;
2) по черепно-мозговым нервам;
3) по спинномозговым и черепно-мозговым нервам;
4) спинномозговым нервам и через серое вещество спинного мозга.

A29. Неустойчивый и слабый тип темперамента с глубокими эмоциями:

1) холерик;3) меланхолик;
2) сангвиник;4) флегматик.

A30.  Память, которая формируется у спортсменов после длительных тренировок на беговой дорожке или в бассейне, относится к:

1) образной;3) словесно-логической;
2) двигательной;4) эмоциональной.

A31.  Какой пример характеризует внешнее торможение?
1) ребенок не берет из буфета варенье, т. к. знает, что его могут за это наказать;
2) слюна у кошки не вырабатывается, пока она не поймает мышь;
3) ученик перестает писать диктант и поворачивает голову при звуке открывающейся двери;
4) человек через некоторое время перестает протягивать руку к месту в комнате, где раньше был выключатель.

A32. Выберите признак, характерный для медленного сна:
1) учащенный пульс и сердцебиение;
2) глаза совершают быстрые движения;
3) снижается тонус скелетных мышц;
4) возникают сновидения, которые человек помнит после пробуждения.

Читайте также:  У детей не работает поджелудочная железа

A33.  Прививки помогают защитить организм человека от:
1) ангины и простуды;
2) наследственных болезней;
3) краснухи и полиомиелита;
4) СПИДа.

A34.  Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении заключается в:
1) наложении давящей повязки;
2) наложении жгута выше места ранения;
3) забинтовывании поврежденного участка;
4) наложении шины.

A35.  Какие клетки тела человека поражает вирус СПИДа?

1) лейкоциты;3) клетки мозга;
2) эритроциты;4) половые клетки.

A36.  При курении в организм человека попадает никотин, который:
1) снижает умственную активность;
2) улучшает пищеварение;
3) вызывает сужение кровеносных сосудов;
4) повышает уровень глюкозы в крови.

Часть B
В заданиях B1—B3 выберите три верных ответа из шести.
B1. Какие функции выполняет кровь в организме человека?
1) отвечает за выделение вредных веществ из организма;
2) обеспечивает иммунные реакции;
3) перенос углекислого газа и кислорода;
4) синтезирует витамины и аминокислоты;
5) вместе с лимфой участвует в поддержании гомеостаза;
6) транспортирует межтканевую жидкость.

B2. Какие особенности скелета характерны только для человека?
1) грудная клетка, состоящая их ребер, грудины и позвонков;
2) сводчатая стопа;
3) конечности наземного типа, состоящие из трех отделов;
4) подбородочный выступ на нижней челюсти;
5) 7 шейных позвонков;
6) преобладание мозгового отдела черепа.

B3. Какие особенности строения и выполняемых функций характерны для тонкого кишечника человека?
1) обеспечивает всасывание органических веществ;
2) включает в состав аппендикс;
3) слизистая оболочка покрыта ворсинками;
4) синтезирует желчь;
5) клетки эпителия ворсинок содержат микроворсинки;
6) в среднем слое находятся поперечнополосатые мышцы.

При выполнении заданий B4—B7 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
B4. Установите соответствие между фактором, влияющим на дыхание человека, и типом регуляции.

ФАКТОРРЕГУЛЯЦИЯ
А) чихание после попадания инородного тела в носовую полость1) нервная2) гуморальная
Б) нарушение дыхания при кашле
В) выделение надпочечниками адреналина в кровь
Г) учащение дыхания при усиленной мышечной работе
Д) увеличение концентрации углекислого газа в крови

B5. Установите соответствие между особенностями строения и органом дыхательной системы, для которого они характерны.

ОСОБЕННОСТЬОРГАН
А) содержат хрящевые дуги1) легкие
Б) покрыты соединительнотканной структурой2) бронхи
В) изнутри выстланы реснитчатым эпителием
Г) сильно ветвятся
Д) содержат альвеолы
Е) внутри имеют полость

B6. Установите соответствие между процессом пищеварения и отделом желудочно-кишечного тракта человека, в котором он происходит.

ПРОЦЕСС ПИЩЕВАРЕНИЯОТДЕЛ
А) оценивается вкус пищи1) ротовая полость
Б) действует фермент химотрипсин2) желудок
В) действует фермент пепсин3) тонкий кишечник
Г) начинается обеззараживание пищи
Д) пищеварительный сок, действующий
в этом органе, вырабатывается также в этом органе
Е) начало переваривания углеводов

B7. Установите соответствие между функцией вегетативной нервной системы и ее отделом.

ФУНКЦИЯОТДЕЛ
А) ослабляет кровоток в мышцах1) симпатический
Б) усиливает сокращение мышц кишечника2) парасимпатический
В) повышает частоту сердечных сокращений
Г) уменьшает выделение желудочного сока
Д) понижает кровяное давление

B8.    Установите последовательность белкового обмена в организме, начиная с поступления пищи в пищеварительную систему человека:
1) аминокислоты всасываются в кровь;
2) в клетках тела синтезируются собственные белки;
3) пища попадает в желудок;
4) происходит распад до углекислого газа, воды и мочевины;
5) белки разрушаются до аминокислот.

Часть C
C1. Почему нельзя допускать бесконтрольное применение антибиотиков при лечении различных болезней? Назовите не менее двух причин.

C2. Найдите ошибки в тексте. Укажите номера ошибочных суждений и исправьте их.
1) В основе нервной деятельности человека лежат условные и безусловные рефлексы. 2) Безусловные рефлексы передаются по наследству, а их дуги проходят через кору больших полушарий. 3) У разных людей безусловные рефлексы практически не отличаются. 4) Условные рефлексы приобретаются в течение жизни и потом передаются потомству. 5) Условные рефлексы приспосабливают организм человека к изменяющимся условиям внешней среды. 6) Если условный рефлекс не используется длительное время, то он разрушается и полностью исчезает.

C3. Почему избыточное поступление витаминов может быть опасно для здоровья человека?

C4. Чем опасны хронические воспалительные процессы в организме человека? Назовите не менее 4-х опасностей.

C5. Составьте пищевой рацион человека из расчета 1500 ккал/сут из приведенного списка продуктов, соблюдая рекомендации по правильному питанию (содержание веществ и калорийность приводится на 100 г продукта).

Продукт

Белки

Жиры

Углеводы

Ккал

Молоко

2,8

3,2

4,7

58

Кефир

3

0,1

3,8

30

Сметана

2,8

20

3,2

206

Сыр российский

23,4

30

371

Творог

16,7

9

1,3

156

Масло растительное

99,9

899

Масло сливочное

0,6

82,5

0,9

748

Хлеб ржаной

4,7

0,7

49,8

214

Хлеб белый

7,7

2,4

53,4

254

Гречка

12,6

2,6

68

329

Пшено

12

2,9

69,3

334

Рис

7

0,6

73,7

323

Капуста

1,8

5,4

28

Картофель

2

0,1

19,7

83

Морковь

1,3

0,1

7

33

Баранина

16,3

15,3

203

Говядина

18,9

12,4

187

Свинина

16,4

27,8

316

Куры

20,8

8,8

0,6

165

Яйцо куриное

12,7

11,5

0,7

157

Треска

17.5

0.6

75

Чай без сахара

Проверь себя!

Источник

Итоговый тест по анатомии

A1. К митозу не способны:

1) гладкомышечные клетки;

2) клетки поджелудочной железы;

3) клетки серого вещества спинного мозга;

4) клетки хрящевой ткани.

A2. Многослойный неороговевающий эпителий расположен: 1) на поверхности кожи; 2) на поверхности роговицы; 3) в почках; 4) в стенке сосудов.

A3. Какая функция находится под контролем вегетативной нервной системы?

Читайте также:  Какие боли поджелудочной железы

1) движение руки человека;

2) сокращение межреберных мышц;

3) сокращение мышц артерии;

4) поддержание позы при сидении.

A4. В сером веществе мозга находятся:

1) тела и отростки чувствительных нейронов;

2) тела вставочных и двигательных нейронов;

3) тела чувствительных и двигательных нейронов;

4) тела вставочных и чувствительных нейронов.

A5. Выберите условный рефлекс:

1) отдергивание руки от горячего предмета;

2) поворот головы в сторону источника звука;

3) катание на велосипеде;

4) сокращение мышц при ходьбе.

A6. В каком отделе головного мозга расположен нервный центр глотания?

1) продолговатый мозг; 3) средний мозг;

2) промежуточный мозг; 4) лобная доля коры.

A7. Чем гормоны отличаются от ферментов?

1) участвуют в пищеварении;

2) ускоряют протекание химических реакций;

3) регулируют процесс пищеварения;

4) участвуют в распаде и синтезе веществ в клетке.

A8. При нехватке йода в пище возникает заболевание:

1) базедова болезнь; 3) зоб;

2) бронзовая болезнь; 4) сахарный диабет.

A9. Эпителиальной и нервной тканью образован:

1) гипоталамус; 3) поджелудочная железа;

2) надпочечники; 4) половые железы.

A10. Артериальная кровь превращается в венозную:

1) в легочных капиллярах;

2) в капиллярах клубочка нефрона;

3) в капиллярах большого круга кровообращения;

4) в аорте.

A11. Клапаны в венах и в сердце:

1) отличаются по строению, но имеют одинаковые функции;

2) отличаются по функциям, но имеют одинаковое строение;

3) отличаются и по строению, и по функциям;

4) имеют одинаковое строение и выполняют одни и те же функции.

A12. Лимфа отличается от крови:

1) наличием в ней лимфоцитов;

2) отсутствием эритроцитов;

3) неспособностью свертываться;

4) участием в иммунитете.

A13. Кровь без форменных элементов и фибриногена называют:

1) плазмой; 3) лимфой;

2) сывороткой; 4) тканевой жидкостью.

A14. Суставная жидкость в суставе обеспечивает:

1) защиту от вирусов и бактерий;

2) снижение трения между костями;

3) работу суставных связок;

4) необходимое давление в суставе.

A15. Какой признак скелета человека связан с прямохождением?

1) подбородочный выступ;

2) изгибы позвоночника;

3) три отдела в нижней конечности;

4) наличие грудной клетки.

A16. Какой витамин в большом количестве содержится в черном хлебе?

1) А; 2) В; 3) С; 4) Е.

A17. Витамин A входит в состав: 1) зрительного пигмента; 3) гормона щитовидной железы;

2) фермента желудка; 4) желчи печени.

A18. Конечными продуктами обмена углеводов в организме человека являются:

1) глюкоза и рибоза; 3) гликоген;

2) углекислый газ и вода; 4) жиры.

A19. Проток поджелудочной железы впадает в:

1) желудок; 3) толстый кишечник;

2) тонкий кишечник; 4) в кровеносные сосуды.

A20. Сразу после приема пищи вредно заниматься спортивными упражнениями, так как:

1) ухудшается пищеварение из-за конфликта симпатического и парасимпатического отдела нервной системы;

2) увеличена масса тела человека;

3) мышцы не могут полноценно сокращаться, т. к. им не хватает энергии;

4) кровеносная система хуже функционирует.

A21. Кожа не выполняет функцию:

1) депонирования крови;

2) запасания гликогена;

3) восприятия информации из внешней среды;

4) терморегуляции.

A22. Дрожь — это:

1) ответная реакция на перегрев организма;

2) непроизвольный способ согреться;

3) сигнал о нарушении работы кожных рецепторов;

4) произвольное сокращение скелетных мышц.

A23. В правильном порядке структурные части почки расположены следующим образом:

1) корковое вещество, мозговое вещество, почечная лоханка;

2) мозговое вещество, корковое вещество, почечная лоханка;

3) почечная лоханка, корковое вещество, мозговое вещество;

4) надпочечники, корковое вещество, мозговое вещество, почечная лоханка.

A24. При оказании первой помощи при остановке дыхания сначала необходимо:

1) очистить полость рта от инородных предметов;

2) сделать непрямой массаж сердца;

3) укутать пострадавшего в теплую одежду;

4) положить пострадавшего на бок.

A25. Звуковые колебания преобразуются в нервный импульс в:

1) височной доле коры больших полушарий;

2) барабанной перепонке;

3) улитке;

4) слуховых косточках.

A26. У человека, страдающего близорукостью, световые лучи фокусируются:

1) на сетчатке; 3) за сетчаткой;

2) перед сетчаткой; 4) в слепом пятне.

A27. Нарушение работы полукружных каналов может привести:

1) к потере слуха; 3) к ухудшению зрения;

2) к нарушению речи; 4) к нарушению чувства равновесия.

A28.Нервный импульс от кожных рецепторов поступает в центральный отдел анализатора:

1) по спинномозговым нервам;

2) по черепно-мозговым нервам;

3) по спинномозговым и черепно-мозговым нервам;

4) спинномозговым нервам и через серое вещество спинного мозга.

A29. Неустойчивый и слабый тип темперамента с глубокими эмоциями:

1) холерик; 3) меланхолик; 2) сангвиник; 4) флегматик.

A30. Память, которая формируется у спортсменов после длительных тренировок на беговой дорожке или в бассейне, относится к:

1) образной; 3) словесно-логической;

2) двигательной; 4) эмоциональной.

A31. Какой пример характеризует внешнее торможение?

1) ребенок не берет из буфета варенье, т. к. знает, что его могут за это наказать;

2) слюна у кошки не вырабатывается, пока она не поймает мышь;

Читайте также:  Полезно ли не есть при заболеваниях поджелудочной железы

3) ученик перестает писать диктант и поворачивает голову при звуке открывающейся двери;

4) человек через некоторое время перестает протягивать руку к месту в комнате, где раньше был выключатель.

A32. Выберите признак, характерный для медленного сна:

1) учащенный пульс и сердцебиение;

2) глаза совершают быстрые движения;

3) снижается тонус скелетных мышц;

4) возникают сновидения, которые человек помнит после пробуждения.

A33. Прививки помогают защитить организм человека от:

1) ангины и простуды;

2) наследственных болезней;

3) краснухи и полиомиелита;

4) СПИДа.

A34. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении заключается в:

1) наложении давящей повязки;

2) наложении жгута выше места ранения;

3) забинтовывании поврежденного участка;

4) наложении шины.

A35. Какие клетки тела человека поражает вирус СПИДа?

1) лейкоциты; 3) клетки мозга;

2) эритроциты; 4) половые клетки.

A36. При курении в организм человека попадает никотин, который:

1) снижает умственную активность;

2) улучшает пищеварение;

3) вызывает сужение кровеносных сосудов;

4) повышает уровень глюкозы в крови.

Часть B

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Нехватку инсулина при диабете могут восполнить перевоспитанные клетки, которые раньше никакого инсулина не синтезировали.

Инсулин вырабатывает поджелудочная железа, но это далеко не единственный её гормон. Эндокринные клетки поджелудочной производят ещё и глюкагон, чьё действие противоположно инсулину (глюкагон повышает уровень глюкозы в крови), и панкреатический полипептид, который регулирует пищеварение, и гормон грелин, который называют одним из «гормонов голода», и ещё некоторые другие.

Островок Лангерганса – скопление эндокринных клеток в поджелудочной железе. (Фото: UWMadisonCALS / Flickr.com)  

(Поджелудочная также синтезирует немногие пищеварительные ферменты, которые выбрасывает в кишечник, но речь сейчас не о них.) Клетки, которые их синтезируют, называются α, β, δ, ε и PP. Они собраны в скопления – так называемые островки Лангерганса, причём в каждом островке есть клетки разных типов.

Бета-клетки, которые синтезируют инсулин, при диабете портятся и гибнут. Их пытаются восстанавливать с помощью разных биотехнологических методов, чаще всего – с помощью стволовых клеток. Однако не так давно исследователи из Женевского университета показали, что другие эндокринные клетки поджелудочной могут сами начинать синтезировать инсулин, замещая бета-клетки. Те эксперименты ставили на клетках мышей, но буквально на днях в Nature вышла новая работа, в которой говорится, что к перемене участи способны и человеческие клетки.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Исследователи взяли образцы клеток из островков Лангерганса у здоровых людей и больных диабетом; для эксперимента отобрали α-клетки, которые обычно синтезируют глюкагон, и PP-клетки, синтезирующие панкреатический полипептид. В клетки ввели краситель, который позволял следить за синтезом инсулина. Затем из этих клеток слепили искусственные островки Лангерганса, состоявшие из клеток только одного типа (α или PP).

Оказалось, что в таких островках клетки сами по себе активировали некоторые гены, необходимые для продукции инсулина. То есть клетки чувствовали, что рядом с ними не хватает инсулиновых β-клеток, и старались их нехватку восполнить. Но для того, чтобы клетки действительно начали синтезировать инсулин, нужно было их дополнительно подтолкнуть – им вводили гены, кодировавшие белки, которые были необходимы для активации одного-двух ключевых инсулиновых генов. У β-клеток эти гены-регуляторы работают и так, но с их коллегами, которые обычно заняты другими гормонами, требовалось предпринять вот такие дополнительные шаги.

И клетки действительно занялись инсулином: через неделю его синтезировали и секретировали уже 30% α-клеток. РР-клетки в этом смысле были даже более эффективны, они даже научились чувствовать глюкозу и синтезировать инсулин в ответ. Причём гормональную специализацию меняли как клетки от здоровых людей, так и от диабетиков, то есть диабет никак не влиял на потенциальную способность других клеток поджелудочной синтезировать инсулин. А когда такие клетки пересадили мышам с диабетом, то симптомы болезни у животных исчезли, уровень сахара пришёл в норму, а сами клетки продолжали работать и спустя полгода после пересадки.

Авторы работы отдельно отмечают, что клетки не перерождались в клетки другого типа, то есть альфа оставались альфами, а не бетами. Как известно, диабет первого типа возникает из-за аутоиммунной реакции на инсулиновые β-клетки. Но на α-клетки иммунитет раздражаться не должен, и если заставить их производить инсулин, то это стало бы удачным решением проблемы диабета (по меньшей мере, первого типа).

Исследователи устроили встречу таким α-клеткам с Т-лимфоцитами от больных диабетом – и лимфоциты лишь в очень слабой степени отреагировали на α-клетки. Так что такое перевоспитание клеток поджелудочной железы действительно могло бы помочь в некоторых болезнях, связанных обменом веществ; нужно лишь найти метод перевоспитания, который можно было бы ввести в повседневную клиническую практику.

По материалам MedicalXpress.

Источник