Роль гормонов поджелудочной железы поурочный план

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Урок биологии в 8 классе.

Тема урока: Роль гормонов в обменных процессах.

Цели урока:  

  1. Обучающие: показать роль гормонов в обменных процессах организма

человека, познакомить учащихся с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.

  1. Развивающие:   способствовать развитию представлений о важности

гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека,  развитие умений решать биологические задачи и осуществлять самоконтроль, развитие умений ставить перед собой цели и добиваться их решения.

  1. Воспитывающие:  воспитывать культуру общения,  формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы,  способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью, развитие познавательного интереса к предмету, будущее профессиональное самоопределение.

Задачи: 

  1. Повторить пройденный на прошлом уроке материал;
  2. Создать условия для постановки проблемной ситуации;
  3. Способствовать формированию у учащихся умений самостоятельного поиска ответов на проблему;
  4. Закрепить знания учащихся, полученные на уроке в форме повторения жизненных ситуаций;
  5. Способствовать созданию творческой обстановки на уроке;
  6. Способствовать развитию коммуникативных способностей (умение взаимодействовать в небольших группах), способностей к оценочным действиям (самоанализу).

Планируемые результаты: учащиеся понимают роль гормонов в обменных процессах организма и   меры предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих гормональные нарушения.

Личная значимость изучаемого для учащегося: при нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к эндокринологу, не заниматься самолечением.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный. 

     
Формы организации учебной деятельности:  устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным материалом, заполнение таблицы,  решение биологических задач, выполнение тестовой работы самостоятельно, осуществление самоконтроля и рефлексии.

Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.

Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные   задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способности к самоанализу.

Основные понятия урока: железы внутренней секреции, гормоны, гуморальная регуляция.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Источники информации:  Биология. Человек. 8 класс: учебник   для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2009. – 287стр;  информационные листы (информация взята из «Книги для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» И.Д. Зверев, М., «Просвещение», 1983г), электронная презентация.

Выставление оценок за урок: по усмотрению учителя, самооценка учащихся.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной проблемы.
  4. Поиск решения проблемы.
  5. Первичное закрепление знаний. Ролевая игра «На приеме у эндокринолога».
  6. Вторичное закрепление знаний. Выполнение теста.
  7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Приветствие.

Представление  гостей.

  1. Актуализация знаний.

Что из себя представляет эндокринный аппарат? 

В чем особенность желез внутренней секреции? Перечислите и покажите их на таблице.

Какую регуляцию осуществляет эндокринный аппарат?

Что такое гормоны? 

Какое действие на организм оказывают гормоны?

 (На доске открывается тема «Роль гормонов в обменных процессах»).

  1. Постановка учебной проблемы.

Давайте попытаемся вспомнить свои ощущения:

поднимите руки те, кто боится входить в медицинский кабинет? Что чаще всего происходит с вами?

Поднимите руки те, кто волнуется перед контрольной работой, например по математике? А что чаще всего происходит с вами?

Почему от волнения может участиться сердцебиение? (учащиеся высказывают свои предположения)

Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке?

Сформулируйте цель урока. (познакомиться с гормонами, выделяемыми железами внутренней секреции, показать их роль в обменных процессах)

Дополнительно мы узнаем о нарушениях гуморальной регуляции, т.е. о болезнях эндокринного аппарата и профилактике его нарушений.

Продолжим учиться работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения,   излагать их содержание и формулировать вопросы;   мыслить и четко отвечать на  поставленные вопросы, решать биологические задачи и задания тестового характера, оценивать свою работу.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

  1. Поиск решения проблемы.

Организуется работа в группах.

Пользуясь учебником ( с. 50-53) и информационными листами (Приложение 1) подготовьте небольшое сообщение о роли гормонов в обменных процессах.   (Время для подготовки – 2 – 3 минуты).

Выступления учащихся  (сопровождается слайдовой презентацией),  заполнение таблицы: «Роль гормонов в обменных процессах».

Железы

Гормоны

Воздействие на организм

норма

гиперфункция

гипофункция

Гипофиз

Ростовые

Регулируют рост

В молодом возрасте — гигантизм, у взрослых — акромегалия

Задерживают рост — карликовость

Щитовидная

Тироксин

Регулирует обмен веществ.

Базедова болезнь (повышается обмен веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба)

Микседема (понижается обмен веществ, возбудимость нервной системы, появляется отечность). В молодом возрасте — карликовость и кретинизм

Надпочечники

Адреналин

Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген

Учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе

Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает

Поджелудочная железа

Инсулин

Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена

Шок, судороги, потеря сознания

Сахарный диабет, повышается уровень глюкозы в крови, сахар в моче

Половые железы: семенники; яичники

Андрогены

Эстрогены

Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы

Читайте также:  Какие фрукты и овощи можно есть при воспаление поджелудочной железы

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

  1. Первичное закрепление знаний.

Организуется работа в группах.

Сегодня вам предоставляется возможность на мгновение стать врачами-эндокринологами. Эндокринолог это врач, занимающийся лечением нарушений гуморальной регуляции человека. Представьте, что вы ведете прием,  и к вам обращаются за помощью больные люди.  Определите диагноз и предложите методы лечения. (После предположений учащийся проецируется правильный ответ слайдовой презентации)

Предлагаются истории болезни.

1. Больная жалуется на мучительное сердцебиение, быструю утомляемость, говорит нервно, возбужденно. Выражение лица какое-то странное: не то гневное, не то испуганное. Глаза выпучены, блестят. Щитовидная железа заметно увеличена.

2. До 14 лет я была совершенно здорова. Но вдруг стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители мои здоровы. В 13 лет я перенесла воспаление поджелудочной железы – панкреатит.

3. В 25 лет я попал под машину и получил сотрясение мозга. Пролежал 2 месяца и был выписан. Спустя месяц стали мучить сильные головные боли, которые продолжались целый год. За это время увеличились в размерах нос, кисти рук и стопы ног. Это привело меня в больницу.

4. Рост финна Вайне Миллерине 2 м 48 см, а рост карлицы Агибе из Египта – 38 см.

5. У ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Изо рта постоянно высовывается кончик языка

6. На  репродукциях   Рубенса   изображены женщины. Но на лице: худощавость, бледность, выпуклые глаза. О чем это свидетельствует.

7. Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи»: «Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос»

8. Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устает, у него снижается обмен веществ, падает температура тела,   волосы становятся редкими, а кожа сухой, желтоватой, возникает одутловатость, появляются отеки.

9. Больной  возбудим, страдает бессонницей, суетлив, эмоционально неуравновешен, несмотря на повышенный аппетит быстро худеет; у него неестественно выпучены глаза и нередко увеличена щитовидная железа.

  1. В 1958 г. Сообщалось о смерти самого тяжелого человека, который в 32 года при росте в 180 см имел массу 468 кг. Окружность его талии превышала 3м, а предплечья – 1 м. В детстве Р. Ходжес перенес инфекционное заболевание коклюш. Предположите, чем вызвана такая чудовищная масса этого человека.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

В целом организме нервный и гуморальный механизмы действуют совместно, наиболее быстро и точно работает нервная система управления. Оба механизма регуляции – нервный и гуморальный взаимосвязаны. На состояние нервной системы влияют образующиеся в железах внутренней секреции гормоны. Но функциями эндокринных желез управляет нервная система.

Например, при избытке сахара в крови нервная система стимулирует функцию внутрисекреторной части поджелудочной железы. В кровь поступает больше инсулина и излишний сахар под его влиянием откладывается в печени и мышцах в виде гликогена. При интенсивной мышечной работе, усиливается деятельность надпочечников – он способствует превращению гликогена в сахар. Многие эндокринные заболевания развиваются вследствие поражения нервной системы (сахарный диабет, базедова болезнь). Известен случай развившегося за одну ночь тяжелого заболевания щитовидной железы у матери, потерявшей двух детей, умерших от дифтерии.

Регуляция функций организма – процесс сложный, осуществляющийся нейрогуморальным путем

  1. Вторичное закрепление знаний .

Выполнение теста  (Приложение 2). На выбор учащихся по уровню сложности.

 (самопроверка)

Ключ:

  вариант 1: 3,3, 3. 3,3;

  вариант 2: 4,2,2,1.3,2;

  вариант 3: 1,3,5;  В,А,Б,А,Б,А; А,Б,Б,Б, А,А.

Оцените свою работу с тестом. (Самостоятельно)

Сегодня на уроке мы получали знания, поэтому если кому-то не хватило знаний справиться с тестом, все исправимо!

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ответьте на проблемный вопрос урока:

Почему от волнения может участиться сердцебиение? (учащиеся отвечают на вопрос)

А сейчас давайте  проанализируем,  достигли ли мы на уроке поставленных целей –

  —  сумели показать роль гормонов в обменных процессах организма человека?

  — познакомились   с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения?

— всем ли понятна, насколько  важна  гуморальная регуляции в жизнедеятельности человека?

— следовательно, мы научились  ставить перед собой цель и добиваться ее решения;

На уроке вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством.

Но самое главное – заботливо относиться к своему здоровью. При нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к врачу, не заниматься самолечением, не использовать гормональных препаратов.

Читайте также:  Значительное увеличение поджелудочной железы

Довольны ли вы своим результатом?

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

У вас у всех на столах лежат листики: красного, желтого, зеленого цвета. Подумайте и оцените свою работу на уроке, свою активность,  важность полученных знаний на уроке. Выберите один из листочков и прикрепите на дерево (на доске прикреплен лист ватмана. На нём нарисовано дерево).

Красный — я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.

Жёлтый — я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.

Зелёный – мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома… 

  1. Домашнее задание.

С. 46 – 50, работа с вопросами и заданиями на стр. 53.

Для желающих:

найти дополнительный материал по изучаемому вопросу в  сети Интернет, и  подготовить небольшое сообщение.

Вы сегодня очень старались! Спасибо вам за урок!

Источник

Поурочный план по биологии 8 кл.

Джабраилова Х.Д.

Урок 13. РОЛЬ ГОРМОНОВ В ОБМЕННЫХ ПРОЦЕССАХ. НЕРВНО-ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ, ЕЕ НАРУШЕНИЯ

Цель: Уяснить, что такое гормоны и нервно-гуморальная регуляция; характерные особенности гормонов и их роль обменных процессах; нарушение нервно-гуморальные регуляции, их признаки и профилактику.

Задачи:

Образовательная: уяснить, что такое гормоны и нервно-гуморальная ре­гуляция; характерные особенности гормонов и их роль в обменных процессах; нарушения нервно-гуморальной регуляции, их признаки и профилактику.

Развивающая: Формировать умения: работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, свободно излагать их содержание и форму­лировать вопросы; логически мыслить и четко отвечать на постав­ленные вопросы.

Воспитательная: воспитывать любовь к предмету

Оборудование: таблица с изображением схемы строения кожи человека, желез внутренней секреции, пищеварительной сис­темы вегетативной нервной системы; модель почки с надпочечни­ками.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1.Работа со словариком.

Железы внутренней секреции ~ это железы, которые выделяют свои секреты (гормоны) непосредственно в кровь.

Железы смешанной секреции — это железы, которые выполня­ют двойную функцию, то есть действуют как железы внутренней и внешней секреции.

Гормоны — это биологически активные вещества, которые вы­рабатываются железами внутренней секреции.

2. Выполнение задания 24 в рабочей тетради. Рассмотрите рисунок, подпишите его. Укажите, какие функции выполняют эти железы внутренней секреции.

1. Гипофиз — вырабатывает гормоны роста и гормоны, влияющие на работу щитовидной железы, надпочечников и половых желез.

2. Щитовидная железа — вырабатывает гормоны, влияющие на рост и развитие организма, дифференцировку тканей, интенсив­ность обмена веществ, уровень потребления организмом кислорода.

3. Надпочечники — вырабатывают гормоны, регулирующие об­мен углеводов и жиров; влияющие на содержание в организме ка­лия и натрия; стимулирующие деятельность сердечно-сосудистой системы.

4. Поджелудочная железа — выделяет гормон инсулин, регули­рующий обмен углеводов в организме.

5. Половые железы — вырабатывают гормоны, регулирующие рост и созревание организма, способствующие формированию вто­ричных половых признаков.

III. Актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала.

1) Чем обеспечивается согласованная работа всех частей наше­го организма?

(Нервной системой и железами эндокринного аппарата.)

2) С помощью какого механизма осуществляется нервная регу­ляция?

(Нервная регуляция осуществляется с помощью нервных им­пульсов, которые с огромной скоростью движутся по нервным структурам и несут нужную информацию.)

(Записать в тетрадь.)

3) Как осуществляется гуморальная регуляция?

(Гуморальной называется регуляция, осуществляющаяся с по­мощью биологически активных веществ — гормонов, которые вы­рабатываются железами эндокринного аппарата и поступают непосредственно в тканевую жидкость и в кровь. Кровь разносит гормоны по организму.)

4) Какими свойствами наделены гормоны?

(Гормоны обладают специфичностью, то есть влияют на строго определенные клетки, ткани или органы. Гормоны очень активны, действуют даже в ничтожно малых количествах. Гор­моны быстро разрушаются, поэтому они должны поступать в кровь или тканевую жидкость постоянно.)

5) Почему довольно часто употребляют понятие нервно-гуморальная регуляция?

(Нервный и гуморальный способы регуляции функций нашего организма тесно взаимосвязаны: нервная система управляет ра­ботой желез внутренней секреции, а те, в свою очередь, с помо­щью выделяемых гормонов влияют на воспринимающие нервные окончания и нервные центры.)

(Запись в тетрадь.)

IV. Заслушивание сообщений учащихся.

Учитель. Сегодня разговор пойдет о нарушениях нервно-гуморальной регуляции, их признаках и профилактике. Ваши това­рищи подготовили ряд сообщений по данному вопросу.

Последовательность действий при заслушивании сообщений изложена в конспекте уроков 7-8.

Сообщение 1

Гормон роста

Всемирной организацией здравоохранения принято считать, что средний рост женщин составляет 160 см, а мужчин — 170 см. Человек ниже 140 см или выше 195 см считается либо очень низ­ким, либо очень высоким.

Известно, что римский император Максимилиан имел рост 2,5 м, а русский крестьянин Махнов — 2,85 м! У женщин наиболь­ший отмеченный рост — 2,35 м.

Некоторые люди имеют рост от нескольких десятков сантимет­ров (например 60) до 1 м. Египетская карлица Агибе была ростом всего 38 см!

Читайте также:  Чем лечить поджелудочную железу лекарства у детей

Почему наблюдается такая резкая разница в росте людей? Уче­ные выяснили, что процессом роста ведает гипофиз. Эта железка, имеющая форму фасоли, массой 0,5-0,65 г, располагается в кост­ном углублении основания черепа, называемого турецким седлом. Она связана с мозгом почти 100 тысячами нервных волокон. Гипо­физ вырабатывает до 25 гормонов, один из которых — гормон роста.

Избыточное выделение гипофизом этого гормона в кровь чело­века может усилить его рост. При недостатке гормона рост замед­ляется. Известен случай, когда у девочки в 6 лет прекратился рост. В 9 лет ее рост составлял 90 см. Чтобы увеличить ее рост, ей вво­дили гормон роста в течение 8,5 месяцев. За это время она подрос­ла почти на 7 см, а в последующие 2 года еще на 14 см.

Вопросы:

1) Какой орган отвечает за процессы роста в организме человека?

2) Что представляет собой гипофиз и где располагается в орга­низме человека?

3) Можно ли помочь человеку при замедлении роста?

Сообщение 2

Сахарное равновесие в крови

Недостаточное выделение поджелудочной железой гормона инсулина вызывает тяжелую болезнь — диабет.

При этом заболевании поджелудочная железа почти не выраба­тывает инсулин. Организм теряет способность усваивать сахар, он накапливается в крови и выводится с мочой.

Недостаток инсулина приводит к обезвоживанию тканей и по­тере воды организмом, что вызывает у больного мучительную жа­жду. Больной выделяет в сутки от 10 до 30 л мочи. Содержание са­хара в ней может достигать до 5-10 % (в норме моча не содержит сахара). Наблюдается исхудание, иногда, наоборот, ожирение.

У диабетиков нарушается обмен жиров и белков. Белки расще­пляются не полностью, промежуточные продукты ядовиты и вызы­вают тяжелое самоотравление организма.

Так нарушение нормальной функции поджелудочной железы вызывает глубокие сдвиги обмена веществ.

Как же вернуть ее к норме? Знание физиологической основы этих процессов позволяет успешно лечить диабетиков. Прежде все­го врач устанавливает правильную диету для больного.

Важным средством лечения является введение инсулина. Он тормозит выделение сахара печенью и улучшает усвоение сахара всеми клетками.

Вопросы:

1) Какое заболевание возникает при недостаточном выделении поджелудочной железой гормона инсулина?

2) Каковы симптомы сахарного диабета?

3) Как можно помочь больному сахарным диабетом?

Сообщение 3

Гормон активных действий

Надпочечники выделяют в кровь ничтожно малое количество гормона адреналина; 15 г его хватило бы с избытком для всех лю­дей земного шара. В особых, критических состояниях человека -при испуге, возбуждении — количество адреналина может повы­ситься в 1000 раз (с 0,0000000055 до 0,0000055 г).

Адреналин учащает биение сердца, расширяет сосуды, изменя­ет кровяное давление, возбуждает нервные центры непроизвольных мышц, готовя таким образом организм к активной деятельности.

Тяжелые расстройства развиваются при недостатке гормонов надпочечников.

Нарушение работы надпочечников, вызванное воспалительны­ми процессами, приводит к бронзовой болезни. Эта болезнь была открыта в 1855 году английским врачом Т. Аддисоном. И. С. Тур­генев так описал эту болезнь в рассказе «Живые мощи»: «Я при­близился — и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершен­но высохшая, одноцветная, бронзовая ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа, губ почти не ви­дать — только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос».

При аддисоновой болезни нарушается обмен солей между кро­вью и тканями тела. Лечат ее введением гормонов надпочечников.

Удаление надпочечников у животных приводит к их смерти.

Вопросы:

1) Как гормон надпочечников адреналин влияет на организм человека?

2) Какие нарушения происходят в организме при аддисоновой болезни?

3) Можно ли помочь больному аддисоновой болезнью?

Сообщение 4

Щитовидная железа и ее гормоны

Одно из заболеваний, связанных с нарушением функции щито­видной железы, называется базедовой болезнью. При этом увели­чивается щитовидная железа, а следовательно, и клетки, которые выбрасывают гормон. В результате гормон становится ядом для организма, вызывая жестокое отравление нервной системы. Резко увеличивается расход энергии. Поэтому наступает резкое похуде­ние, дрожание рук и другие признаки болезни.

Больному может помочь хирург. После удаления разросшихся тканей щитовидной железы исчезает пучеглазие, понижается нер­возность, улучшается работа сердца, прекращается дрожание рук.

Что же произойдет, если в кровь поступит мало гормонов? Признаки болезни будут другими: вялость, апатия, голос становит­ся резким, расход энергии резко падает.

Гормон щитовидной железы выделен в чистом виде. При пер­вых признаках, связанных с недостатком этого гормона в крови, врач может предотвратить развитие болезни, вводя его в кровь за­болевшего.

Вопросы:

1) Каковы признаки базедовой болезни?

2) Что наблюдается в организме человека при недостаточном выделении в кровь гормона щитовидной железы?

3) Можно ли помочь больным с нарушением функции щито­видной железы?

Задание на дом: подготовиться к обобщающе-зачетному уроку по темам: «Общий обзор организма человека», «Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат».

Источник