Роль гормонов поджелудочной железы поурочный план
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
Урок биологии в 8 классе.
Тема урока: Роль гормонов в обменных процессах.
Цели урока:
- Обучающие: показать роль гормонов в обменных процессах организма
человека, познакомить учащихся с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.
- Развивающие: способствовать развитию представлений о важности
гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека, развитие умений решать биологические задачи и осуществлять самоконтроль, развитие умений ставить перед собой цели и добиваться их решения.
- Воспитывающие: воспитывать культуру общения, формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы, способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью, развитие познавательного интереса к предмету, будущее профессиональное самоопределение.
Задачи:
- Повторить пройденный на прошлом уроке материал;
- Создать условия для постановки проблемной ситуации;
- Способствовать формированию у учащихся умений самостоятельного поиска ответов на проблему;
- Закрепить знания учащихся, полученные на уроке в форме повторения жизненных ситуаций;
- Способствовать созданию творческой обстановки на уроке;
- Способствовать развитию коммуникативных способностей (умение взаимодействовать в небольших группах), способностей к оценочным действиям (самоанализу).
Планируемые результаты: учащиеся понимают роль гормонов в обменных процессах организма и меры предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих гормональные нарушения.
Личная значимость изучаемого для учащегося: при нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к эндокринологу, не заниматься самолечением.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Формы организации учебной деятельности: устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным материалом, заполнение таблицы, решение биологических задач, выполнение тестовой работы самостоятельно, осуществление самоконтроля и рефлексии.
Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.
Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способности к самоанализу.
Основные понятия урока: железы внутренней секреции, гормоны, гуморальная регуляция.
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
Источники информации: Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2009. – 287стр; информационные листы (информация взята из «Книги для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» И.Д. Зверев, М., «Просвещение», 1983г), электронная презентация.
Выставление оценок за урок: по усмотрению учителя, самооценка учащихся.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной проблемы.
- Поиск решения проблемы.
- Первичное закрепление знаний. Ролевая игра «На приеме у эндокринолога».
- Вторичное закрепление знаний. Выполнение теста.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока.
- Организационный момент
Приветствие.
Представление гостей.
- Актуализация знаний.
Что из себя представляет эндокринный аппарат?
В чем особенность желез внутренней секреции? Перечислите и покажите их на таблице.
Какую регуляцию осуществляет эндокринный аппарат?
Что такое гормоны?
Какое действие на организм оказывают гормоны?
(На доске открывается тема «Роль гормонов в обменных процессах»).
- Постановка учебной проблемы.
Давайте попытаемся вспомнить свои ощущения:
поднимите руки те, кто боится входить в медицинский кабинет? Что чаще всего происходит с вами?
Поднимите руки те, кто волнуется перед контрольной работой, например по математике? А что чаще всего происходит с вами?
Почему от волнения может участиться сердцебиение? (учащиеся высказывают свои предположения)
Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке?
Сформулируйте цель урока. (познакомиться с гормонами, выделяемыми железами внутренней секреции, показать их роль в обменных процессах)
Дополнительно мы узнаем о нарушениях гуморальной регуляции, т.е. о болезнях эндокринного аппарата и профилактике его нарушений.
Продолжим учиться работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, излагать их содержание и формулировать вопросы; мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы, решать биологические задачи и задания тестового характера, оценивать свою работу.
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
- Поиск решения проблемы.
Организуется работа в группах.
Пользуясь учебником ( с. 50-53) и информационными листами (Приложение 1) подготовьте небольшое сообщение о роли гормонов в обменных процессах. (Время для подготовки – 2 – 3 минуты).
Выступления учащихся (сопровождается слайдовой презентацией), заполнение таблицы: «Роль гормонов в обменных процессах».
Железы | Гормоны | Воздействие на организм | ||
норма | гиперфункция | гипофункция | ||
Гипофиз | Ростовые | Регулируют рост | В молодом возрасте — гигантизм, у взрослых — акромегалия | Задерживают рост — карликовость |
Щитовидная | Тироксин | Регулирует обмен веществ. | Базедова болезнь (повышается обмен веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба) | Микседема (понижается обмен веществ, возбудимость нервной системы, появляется отечность). В молодом возрасте — карликовость и кретинизм |
Надпочечники | Адреналин | Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген | Учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе | Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает |
Поджелудочная железа | Инсулин | Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена | Шок, судороги, потеря сознания | Сахарный диабет, повышается уровень глюкозы в крови, сахар в моче |
Половые железы: семенники; яичники | Андрогены Эстрогены | Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы |
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
- Первичное закрепление знаний.
Организуется работа в группах.
Сегодня вам предоставляется возможность на мгновение стать врачами-эндокринологами. Эндокринолог это врач, занимающийся лечением нарушений гуморальной регуляции человека. Представьте, что вы ведете прием, и к вам обращаются за помощью больные люди. Определите диагноз и предложите методы лечения. (После предположений учащийся проецируется правильный ответ слайдовой презентации)
Предлагаются истории болезни.
1. Больная жалуется на мучительное сердцебиение, быструю утомляемость, говорит нервно, возбужденно. Выражение лица какое-то странное: не то гневное, не то испуганное. Глаза выпучены, блестят. Щитовидная железа заметно увеличена.
2. До 14 лет я была совершенно здорова. Но вдруг стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители мои здоровы. В 13 лет я перенесла воспаление поджелудочной железы – панкреатит.
3. В 25 лет я попал под машину и получил сотрясение мозга. Пролежал 2 месяца и был выписан. Спустя месяц стали мучить сильные головные боли, которые продолжались целый год. За это время увеличились в размерах нос, кисти рук и стопы ног. Это привело меня в больницу.
4. Рост финна Вайне Миллерине 2 м 48 см, а рост карлицы Агибе из Египта – 38 см.
5. У ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Изо рта постоянно высовывается кончик языка
6. На репродукциях Рубенса изображены женщины. Но на лице: худощавость, бледность, выпуклые глаза. О чем это свидетельствует.
7. Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи»: «Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос»
8. Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устает, у него снижается обмен веществ, падает температура тела, волосы становятся редкими, а кожа сухой, желтоватой, возникает одутловатость, появляются отеки.
9. Больной возбудим, страдает бессонницей, суетлив, эмоционально неуравновешен, несмотря на повышенный аппетит быстро худеет; у него неестественно выпучены глаза и нередко увеличена щитовидная железа.
- В 1958 г. Сообщалось о смерти самого тяжелого человека, который в 32 года при росте в 180 см имел массу 468 кг. Окружность его талии превышала 3м, а предплечья – 1 м. В детстве Р. Ходжес перенес инфекционное заболевание коклюш. Предположите, чем вызвана такая чудовищная масса этого человека.
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
В целом организме нервный и гуморальный механизмы действуют совместно, наиболее быстро и точно работает нервная система управления. Оба механизма регуляции – нервный и гуморальный взаимосвязаны. На состояние нервной системы влияют образующиеся в железах внутренней секреции гормоны. Но функциями эндокринных желез управляет нервная система.
Например, при избытке сахара в крови нервная система стимулирует функцию внутрисекреторной части поджелудочной железы. В кровь поступает больше инсулина и излишний сахар под его влиянием откладывается в печени и мышцах в виде гликогена. При интенсивной мышечной работе, усиливается деятельность надпочечников – он способствует превращению гликогена в сахар. Многие эндокринные заболевания развиваются вследствие поражения нервной системы (сахарный диабет, базедова болезнь). Известен случай развившегося за одну ночь тяжелого заболевания щитовидной железы у матери, потерявшей двух детей, умерших от дифтерии.
Регуляция функций организма – процесс сложный, осуществляющийся нейрогуморальным путем
- Вторичное закрепление знаний .
Выполнение теста (Приложение 2). На выбор учащихся по уровню сложности.
(самопроверка)
Ключ:
вариант 1: 3,3, 3. 3,3;
вариант 2: 4,2,2,1.3,2;
вариант 3: 1,3,5; В,А,Б,А,Б,А; А,Б,Б,Б, А,А.
Оцените свою работу с тестом. (Самостоятельно)
Сегодня на уроке мы получали знания, поэтому если кому-то не хватило знаний справиться с тестом, все исправимо!
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ответьте на проблемный вопрос урока:
Почему от волнения может участиться сердцебиение? (учащиеся отвечают на вопрос)
А сейчас давайте проанализируем, достигли ли мы на уроке поставленных целей –
— сумели показать роль гормонов в обменных процессах организма человека?
— познакомились с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения?
— всем ли понятна, насколько важна гуморальная регуляции в жизнедеятельности человека?
— следовательно, мы научились ставить перед собой цель и добиваться ее решения;
На уроке вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством.
Но самое главное – заботливо относиться к своему здоровью. При нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к врачу, не заниматься самолечением, не использовать гормональных препаратов.
Довольны ли вы своим результатом?
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
У вас у всех на столах лежат листики: красного, желтого, зеленого цвета. Подумайте и оцените свою работу на уроке, свою активность, важность полученных знаний на уроке. Выберите один из листочков и прикрепите на дерево (на доске прикреплен лист ватмана. На нём нарисовано дерево).
Красный — я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.
Жёлтый — я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.
Зелёный – мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома…
- Домашнее задание.
С. 46 – 50, работа с вопросами и заданиями на стр. 53.
Для желающих:
найти дополнительный материал по изучаемому вопросу в сети Интернет, и подготовить небольшое сообщение.
Вы сегодня очень старались! Спасибо вам за урок!
Источник
Поурочный план по биологии 8 кл.
Джабраилова Х.Д.
Урок 13. РОЛЬ ГОРМОНОВ В ОБМЕННЫХ ПРОЦЕССАХ. НЕРВНО-ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ, ЕЕ НАРУШЕНИЯ
Цель: Уяснить, что такое гормоны и нервно-гуморальная регуляция; характерные особенности гормонов и их роль обменных процессах; нарушение нервно-гуморальные регуляции, их признаки и профилактику.
Задачи:
Образовательная: уяснить, что такое гормоны и нервно-гуморальная регуляция; характерные особенности гормонов и их роль в обменных процессах; нарушения нервно-гуморальной регуляции, их признаки и профилактику.
Развивающая: Формировать умения: работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, свободно излагать их содержание и формулировать вопросы; логически мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательная: воспитывать любовь к предмету
Оборудование: таблица с изображением схемы строения кожи человека, желез внутренней секреции, пищеварительной системы вегетативной нервной системы; модель почки с надпочечниками.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1.Работа со словариком.
Железы внутренней секреции ~ это железы, которые выделяют свои секреты (гормоны) непосредственно в кровь.
Железы смешанной секреции — это железы, которые выполняют двойную функцию, то есть действуют как железы внутренней и внешней секреции.
Гормоны — это биологически активные вещества, которые вырабатываются железами внутренней секреции.
2. Выполнение задания 24 в рабочей тетради. Рассмотрите рисунок, подпишите его. Укажите, какие функции выполняют эти железы внутренней секреции.
1. Гипофиз — вырабатывает гормоны роста и гормоны, влияющие на работу щитовидной железы, надпочечников и половых желез.
2. Щитовидная железа — вырабатывает гормоны, влияющие на рост и развитие организма, дифференцировку тканей, интенсивность обмена веществ, уровень потребления организмом кислорода.
3. Надпочечники — вырабатывают гормоны, регулирующие обмен углеводов и жиров; влияющие на содержание в организме калия и натрия; стимулирующие деятельность сердечно-сосудистой системы.
4. Поджелудочная железа — выделяет гормон инсулин, регулирующий обмен углеводов в организме.
5. Половые железы — вырабатывают гормоны, регулирующие рост и созревание организма, способствующие формированию вторичных половых признаков.
III. Актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала.
1) Чем обеспечивается согласованная работа всех частей нашего организма?
(Нервной системой и железами эндокринного аппарата.)
2) С помощью какого механизма осуществляется нервная регуляция?
(Нервная регуляция осуществляется с помощью нервных импульсов, которые с огромной скоростью движутся по нервным структурам и несут нужную информацию.)
(Записать в тетрадь.)
3) Как осуществляется гуморальная регуляция?
(Гуморальной называется регуляция, осуществляющаяся с помощью биологически активных веществ — гормонов, которые вырабатываются железами эндокринного аппарата и поступают непосредственно в тканевую жидкость и в кровь. Кровь разносит гормоны по организму.)
4) Какими свойствами наделены гормоны?
(Гормоны обладают специфичностью, то есть влияют на строго определенные клетки, ткани или органы. Гормоны очень активны, действуют даже в ничтожно малых количествах. Гормоны быстро разрушаются, поэтому они должны поступать в кровь или тканевую жидкость постоянно.)
5) Почему довольно часто употребляют понятие нервно-гуморальная регуляция?
(Нервный и гуморальный способы регуляции функций нашего организма тесно взаимосвязаны: нервная система управляет работой желез внутренней секреции, а те, в свою очередь, с помощью выделяемых гормонов влияют на воспринимающие нервные окончания и нервные центры.)
(Запись в тетрадь.)
IV. Заслушивание сообщений учащихся.
Учитель. Сегодня разговор пойдет о нарушениях нервно-гуморальной регуляции, их признаках и профилактике. Ваши товарищи подготовили ряд сообщений по данному вопросу.
Последовательность действий при заслушивании сообщений изложена в конспекте уроков 7-8.
Сообщение 1
Гормон роста
Всемирной организацией здравоохранения принято считать, что средний рост женщин составляет 160 см, а мужчин — 170 см. Человек ниже 140 см или выше 195 см считается либо очень низким, либо очень высоким.
Известно, что римский император Максимилиан имел рост 2,5 м, а русский крестьянин Махнов — 2,85 м! У женщин наибольший отмеченный рост — 2,35 м.
Некоторые люди имеют рост от нескольких десятков сантиметров (например 60) до 1 м. Египетская карлица Агибе была ростом всего 38 см!
Почему наблюдается такая резкая разница в росте людей? Ученые выяснили, что процессом роста ведает гипофиз. Эта железка, имеющая форму фасоли, массой 0,5-0,65 г, располагается в костном углублении основания черепа, называемого турецким седлом. Она связана с мозгом почти 100 тысячами нервных волокон. Гипофиз вырабатывает до 25 гормонов, один из которых — гормон роста.
Избыточное выделение гипофизом этого гормона в кровь человека может усилить его рост. При недостатке гормона рост замедляется. Известен случай, когда у девочки в 6 лет прекратился рост. В 9 лет ее рост составлял 90 см. Чтобы увеличить ее рост, ей вводили гормон роста в течение 8,5 месяцев. За это время она подросла почти на 7 см, а в последующие 2 года еще на 14 см.
Вопросы:
1) Какой орган отвечает за процессы роста в организме человека?
2) Что представляет собой гипофиз и где располагается в организме человека?
3) Можно ли помочь человеку при замедлении роста?
Сообщение 2
Сахарное равновесие в крови
Недостаточное выделение поджелудочной железой гормона инсулина вызывает тяжелую болезнь — диабет.
При этом заболевании поджелудочная железа почти не вырабатывает инсулин. Организм теряет способность усваивать сахар, он накапливается в крови и выводится с мочой.
Недостаток инсулина приводит к обезвоживанию тканей и потере воды организмом, что вызывает у больного мучительную жажду. Больной выделяет в сутки от 10 до 30 л мочи. Содержание сахара в ней может достигать до 5-10 % (в норме моча не содержит сахара). Наблюдается исхудание, иногда, наоборот, ожирение.
У диабетиков нарушается обмен жиров и белков. Белки расщепляются не полностью, промежуточные продукты ядовиты и вызывают тяжелое самоотравление организма.
Так нарушение нормальной функции поджелудочной железы вызывает глубокие сдвиги обмена веществ.
Как же вернуть ее к норме? Знание физиологической основы этих процессов позволяет успешно лечить диабетиков. Прежде всего врач устанавливает правильную диету для больного.
Важным средством лечения является введение инсулина. Он тормозит выделение сахара печенью и улучшает усвоение сахара всеми клетками.
Вопросы:
1) Какое заболевание возникает при недостаточном выделении поджелудочной железой гормона инсулина?
2) Каковы симптомы сахарного диабета?
3) Как можно помочь больному сахарным диабетом?
Сообщение 3
Гормон активных действий
Надпочечники выделяют в кровь ничтожно малое количество гормона адреналина; 15 г его хватило бы с избытком для всех людей земного шара. В особых, критических состояниях человека -при испуге, возбуждении — количество адреналина может повыситься в 1000 раз (с 0,0000000055 до 0,0000055 г).
Адреналин учащает биение сердца, расширяет сосуды, изменяет кровяное давление, возбуждает нервные центры непроизвольных мышц, готовя таким образом организм к активной деятельности.
Тяжелые расстройства развиваются при недостатке гормонов надпочечников.
Нарушение работы надпочечников, вызванное воспалительными процессами, приводит к бронзовой болезни. Эта болезнь была открыта в 1855 году английским врачом Т. Аддисоном. И. С. Тургенев так описал эту болезнь в рассказе «Живые мощи»: «Я приблизился — и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа, губ почти не видать — только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос».
При аддисоновой болезни нарушается обмен солей между кровью и тканями тела. Лечат ее введением гормонов надпочечников.
Удаление надпочечников у животных приводит к их смерти.
Вопросы:
1) Как гормон надпочечников адреналин влияет на организм человека?
2) Какие нарушения происходят в организме при аддисоновой болезни?
3) Можно ли помочь больному аддисоновой болезнью?
Сообщение 4
Щитовидная железа и ее гормоны
Одно из заболеваний, связанных с нарушением функции щитовидной железы, называется базедовой болезнью. При этом увеличивается щитовидная железа, а следовательно, и клетки, которые выбрасывают гормон. В результате гормон становится ядом для организма, вызывая жестокое отравление нервной системы. Резко увеличивается расход энергии. Поэтому наступает резкое похудение, дрожание рук и другие признаки болезни.
Больному может помочь хирург. После удаления разросшихся тканей щитовидной железы исчезает пучеглазие, понижается нервозность, улучшается работа сердца, прекращается дрожание рук.
Что же произойдет, если в кровь поступит мало гормонов? Признаки болезни будут другими: вялость, апатия, голос становится резким, расход энергии резко падает.
Гормон щитовидной железы выделен в чистом виде. При первых признаках, связанных с недостатком этого гормона в крови, врач может предотвратить развитие болезни, вводя его в кровь заболевшего.
Вопросы:
1) Каковы признаки базедовой болезни?
2) Что наблюдается в организме человека при недостаточном выделении в кровь гормона щитовидной железы?
3) Можно ли помочь больным с нарушением функции щитовидной железы?
Задание на дом: подготовиться к обобщающе-зачетному уроку по темам: «Общий обзор организма человека», «Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат».
Источник