Урок на тему роль гормонов поджелудочной железы
Задачи: познакомить с действием гормонов и
заболеваниями при гипо- или гиперфункции желез
эндокринной системы; показать взаимодействие
желез внутренней секреции при росте и развитии
организма. Показать особенности
нервно-гуморальной регуляции и роль гормонов в
обменных протесах организма человека;
познакомить с нарушениями нервно-гуморальной
регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и
поддержания нормальной жизнедеятельности людей,
имеющих подобные нарушения. Выяснить роль
гормона поджелудочной железы – инсулина – в
поддержании содержания сахара в крови, причины
диабета и рассказать о приемах доврачебной
помощи при передозировке препарата инсулина
лицам, страдающим диабетом.
Средства обучения: мультимедийная
презентация, таблицы “Железы внутренней
секреции”, “Головной мозг в продольном разрезе
с изображением подбугорья, гипофиза”,
“Щитовидная железа”.
Ход урока
I. Проверка знаний.
Фронтальный опрос.
- Чем различаются железы внешней, внутренней и
смешанной секреции? - Какую функцию выполняют гормоны?
- Чем гормоны отличаются от ферментов и
витаминов? - Чем различаются понятия “рост” и “развитие”?
Индивидуальный опрос у доски.
Расположение желёз внутренней секреции, их
функции.
II. Изучение нового материала.
Рассказ учителя с демонстрацией
мультимедийной презентации и заполнением
таблицы.
Рост и развитие организма обеспечивает работа
ряда желез внутренней секреции. Эндокринная
система действует как единое целое, несмотря на
то, что в ее работе участвует много звеньев.
Заболевание одной железы тут же сказывается на
работе всех остальных, вот почему гормональные
нарушения приходится лечить комплексно. В
медицине сформирована целая отрасль —
Эндокринология, которая изучает работу
эндокринных желёз и методы лечения заболеваний,
связанных с нарушениями их функций.
В процессе изучения темы мы заполним таблицу:
Слайд 2
Железы | Гормоны | Воздействие на организм | ||
норма | гиперфункция | гипофункция |
1. Функции гипофиза, его связь с нервной
системой. Гипофизарные гиганты и карлики.
Гипофиз – важнейшая железа в системе
внутренней секреции. Он связан с центральной
нервной системой. Он выделяет соматотропные
гормоны (гормоны роста), стимулирующий работу
рибосом, хотя гипофиз выделяет еще множество
других гормонов, регулирующих работу других
желёз внутренней секреции. Гипофизарные гиганты
и карлики сохраняют нормальные умственные
способности, в отличие от кретинов, страдающих с
детства недостатком гормонов щитовидной железы
(Рассказ учителя с элементами беседы,
демонстрацией таблиц, демонстрация
мультимедийной презентации).
Слайды 3-12
2. Щитовидная железа и ее гормоны. Функции
щитовидной железы. Микседема и слизистый отек.
Влияние щитовидной железы на деятельность
нервной системы. Кретинизм. Нарушения функций
щитовидной железы и заболевания, связанные с
этим. Профилактика заболеваний; меры поддержания
нормальной жизнедеятельности при нарушениях
регуляции щитовидной железы. (Рассказ учителя,
демонстрация мультимедийной презентации).
Слайд 13
Демонстрация репродукции картины Рубенса
“Соломенная шляпка”. На шее красавицы видно
зобовидное утолщение. Во времена Рубенса
(художник жил в XVII веке) в почве Фландрии (ныне
территория Бельгии), очевидно, недоставало йода.
Этот элемент необходим для выработки гормона
щитовидной железы — тироксина. Недостаток йода
вызывает увеличение тканей щитовидной железы, в
результате чего и образуется зоб. Эти факты можно
связать с экологическими условиями жизни людей.
Знание причины болезни позволяет успешно
предупреждать ее. Сейчас в состав поваренной
соли во многих странах включают йодид калия. Эта
простая процедура позволяет уберечь многих
людей от заболевания щитовидной железы.
Действие гормонов щитовидной железы
многообразно. Они регулируют работу митохондрий,
где идут процессы окисления органических
веществ с выделением молекул АТФ, богатых
доступной энергией. Если гормона вырабатывается
недостаточно, страдает энергетический обмен:
из-за недостатка энергии содержащихся в
химических связях молекул АТФ сердце
сокращается слабо и редко. В результате кровь
застаивается в нижних конечностях, тело отекает.
Недаром это заболевание называют слизистым отек.
При гиперфункции щитовидной железы выделяется
избыточное количество энергии. Сердце работает
усиленно, давление повышено. Процессы окисления
идут настолько быстро, что человек худеет.
Истончаются жировые запасы, в частности и
жировая подушка, окружающая глазное яблоко. Это
приводит к тому, что кожа вокруг глаз
втягивается, глаза кажутся большими, а при
сильном тироксикозе — выпученными.
Слайды 14-16
Оперативное удаление части щитовидной железы
хирургическим путем или радиоактивным йодом,
частично разрушающим ее ткани, способствует
выздоровлению. Щитовидная железа участвует
также в половом развитии детей.
Пониженная функция щитовидной железы в раннем
детстве ведет к серьезному расстройству —
кретинизму (слайд 17). При этом
происходит не только нарушение роста и развития,
но и снижение умственной деятельности.
3. Надпочечники и деятельность организма.
Гормоны надпочечников. Роль адреналина и
норадреналина в приспособлении организма к
физическим и эмоциональным нагрузкам. Связь с
вегетативной нервной системой. Саморегуляция и
аутотренинг. (Рассказ учителя, демонстрация
мультимедийной презентации).
Слайды 18-20
4. Поджелудочная железа смешанной секреции.
Инсулин — гормон поджелудочной железы. Роль
инсулина в регуляции содержания сахара в крови.
Сахарный диабет, его причины, лечение; первая
помощь при передозировке инсулина. Образ жизни
людей, страдающих диабетом. (Рассказ учителя)
Поджелудочная железа — железа смешанной
секреции. Важную роль в регуляции обмена веществ
играет гормон инсулин. Присутствие инсулина
необходимо
для поступления глюкозы в кишечник и в клетки
мышц и печени. Без инсулина глюкоза перестает
окисляться. Другие органические соединения
далеко не всегда могут заменить глюкозу. В
результате окисление становится неполным, в
крови появляются вредные соединения, которые
отравляют организм. Происходит заболевание,
известное как “сахарный диабет”. Поскольку
сахар не может утилизироваться в организме без
инсулина, он выделяется с мочой. Больной теряет
много жидкости, ему постоянно хочется пить.
Интересна история открытия сахарного диабета:
врачи обратили внимание на то, что моча
диабетиков привлекает мух. Дальнейшее
исследование ее состава выявило содержание
глюкозы, которое в норме отсутствует.
Слайд 21
5. Половые железы – семенники и яичники.
Вырабатывают: семенники – андрогены, яичники –
эстрогены.
Влияют на развитие половых признаков, на
подготовку и функционирование репродуктивной
системы и обменные процессы.
Слайд 22
6. Вывод о взаимосвязи нервной и гуморальной
регуляций в поддержании нормального обмена
веществ. Подведение итогов заполнения таблицы.
Железы | Гормоны | Воздействие на организм | |||
норма | гиперфункция | гипофункция | |||
Гипофиз | Ростовые | Регулируют рост | В молодом возрасте — гигантизм, у взрослых — акромегалия | Задерживают рост — карликовость | |
Регуляторные | Регулируют деятельность половых и щитовидной желез, надпочечников | Усиливают гормональную активность всех желез | Усиливают отделение воды при образовании вторичной мочи | ||
Щитовидная | Тироксин | Регулирует обмен веществ, повышает возбудимость нервной системы | Базедова болезнь (повышается обмен веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба) | Микседема (понижается обмен веществ, возбудимость нервной системы, появляется отечность). В молодом возрасте — карликовость и кретинизм | |
Надпочечники | Кортикоиды | Регулируют обмен минеральных и органических веществ, выделение половых гормонов | Раннее половое созревание с быстрым прекращением роста | Бронзовая болезнь (желтый цвет кожи, слабость, похудение) | |
Адреналин | Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген | Учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе | Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает | ||
Норадреналин | Обратное действие | ||||
Поджелудочная железа | Инсулин | Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена | Шок, судороги, потеря сознания | Сахарный диабет, повышается уровень глюкозы в крови, сахар в моче | |
Глюкагон | Обратное действие | ||||
Половые железы: семенники; яичники | Андрогены Эстрогены | Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы |
III. Закрепление знаний.
Заполнение кроссворда. Каждому учащемуся
выдается кроссворд и дается время на
разгадывание:
По вертикали: 1. Гормон мозгового слоя
надпочечников.
По горизонтали: 2. Одно из проявлений
недостатка гормона щитовидной железы. 3. Животный
крахмал. 4. Гормон щитовидной железы. 5. Нарушение
углеводного обмена. 6. Парная железа внутренней
секреции. 7. Гормон надпочечников. 8. Избыточная
функция железы внутренней секреции. 9. Гормон,
регулирующий количество сахара в крови. 10.
Болезнь, возникающая при избыточном выделении
ростового гормона гипофиза. 11. Болезнь, связанная
с нарушением деятельности гипофиза. 12. Железа
внутренней секреции, расположенная в основании
головного мозга. 13. Недостаточная функция железы
внутренней секреции.
Ответы: 1. Норадреналин. 2. Кретинизм. 3.
Гликоген. 4. Тироксин. 5. Диабет. 6. Надпочечник. 7.
Кортикоид. 8. Гиперфункция. 9. Инсулин. 10.
Гигантизм. 11. Акромегалия. 12. Гипофиз. 13.
Гипофункция.
Домашнее задание: § 45, конспект.
Источник
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
Урок биологии в 8 классе.
Тема урока: Роль гормонов в обменных процессах.
Цели урока:
- Обучающие: показать роль гормонов в обменных процессах организма
человека, познакомить учащихся с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.
- Развивающие: способствовать развитию представлений о важности
гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека, развитие умений решать биологические задачи и осуществлять самоконтроль, развитие умений ставить перед собой цели и добиваться их решения.
- Воспитывающие: воспитывать культуру общения, формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы, способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью, развитие познавательного интереса к предмету, будущее профессиональное самоопределение.
Задачи:
- Повторить пройденный на прошлом уроке материал;
- Создать условия для постановки проблемной ситуации;
- Способствовать формированию у учащихся умений самостоятельного поиска ответов на проблему;
- Закрепить знания учащихся, полученные на уроке в форме повторения жизненных ситуаций;
- Способствовать созданию творческой обстановки на уроке;
- Способствовать развитию коммуникативных способностей (умение взаимодействовать в небольших группах), способностей к оценочным действиям (самоанализу).
Планируемые результаты: учащиеся понимают роль гормонов в обменных процессах организма и меры предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих гормональные нарушения.
Личная значимость изучаемого для учащегося: при нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к эндокринологу, не заниматься самолечением.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Формы организации учебной деятельности: устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным материалом, заполнение таблицы, решение биологических задач, выполнение тестовой работы самостоятельно, осуществление самоконтроля и рефлексии.
Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.
Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способности к самоанализу.
Основные понятия урока: железы внутренней секреции, гормоны, гуморальная регуляция.
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
Источники информации: Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2009. – 287стр; информационные листы (информация взята из «Книги для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» И.Д. Зверев, М., «Просвещение», 1983г), электронная презентация.
Выставление оценок за урок: по усмотрению учителя, самооценка учащихся.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной проблемы.
- Поиск решения проблемы.
- Первичное закрепление знаний. Ролевая игра «На приеме у эндокринолога».
- Вторичное закрепление знаний. Выполнение теста.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока.
- Организационный момент
Приветствие.
Представление гостей.
- Актуализация знаний.
Что из себя представляет эндокринный аппарат?
В чем особенность желез внутренней секреции? Перечислите и покажите их на таблице.
Какую регуляцию осуществляет эндокринный аппарат?
Что такое гормоны?
Какое действие на организм оказывают гормоны?
(На доске открывается тема «Роль гормонов в обменных процессах»).
- Постановка учебной проблемы.
Давайте попытаемся вспомнить свои ощущения:
поднимите руки те, кто боится входить в медицинский кабинет? Что чаще всего происходит с вами?
Поднимите руки те, кто волнуется перед контрольной работой, например по математике? А что чаще всего происходит с вами?
Почему от волнения может участиться сердцебиение? (учащиеся высказывают свои предположения)
Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке?
Сформулируйте цель урока. (познакомиться с гормонами, выделяемыми железами внутренней секреции, показать их роль в обменных процессах)
Дополнительно мы узнаем о нарушениях гуморальной регуляции, т.е. о болезнях эндокринного аппарата и профилактике его нарушений.
Продолжим учиться работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, излагать их содержание и формулировать вопросы; мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы, решать биологические задачи и задания тестового характера, оценивать свою работу.
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
- Поиск решения проблемы.
Организуется работа в группах.
Пользуясь учебником ( с. 50-53) и информационными листами (Приложение 1) подготовьте небольшое сообщение о роли гормонов в обменных процессах. (Время для подготовки – 2 – 3 минуты).
Выступления учащихся (сопровождается слайдовой презентацией), заполнение таблицы: «Роль гормонов в обменных процессах».
Железы | Гормоны | Воздействие на организм | ||
норма | гиперфункция | гипофункция | ||
Гипофиз | Ростовые | Регулируют рост | В молодом возрасте — гигантизм, у взрослых — акромегалия | Задерживают рост — карликовость |
Щитовидная | Тироксин | Регулирует обмен веществ. | Базедова болезнь (повышается обмен веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба) | Микседема (понижается обмен веществ, возбудимость нервной системы, появляется отечность). В молодом возрасте — карликовость и кретинизм |
Надпочечники | Адреналин | Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген | Учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе | Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает |
Поджелудочная железа | Инсулин | Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена | Шок, судороги, потеря сознания | Сахарный диабет, повышается уровень глюкозы в крови, сахар в моче |
Половые железы: семенники; яичники | Андрогены Эстрогены | Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы |
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
- Первичное закрепление знаний.
Организуется работа в группах.
Сегодня вам предоставляется возможность на мгновение стать врачами-эндокринологами. Эндокринолог это врач, занимающийся лечением нарушений гуморальной регуляции человека. Представьте, что вы ведете прием, и к вам обращаются за помощью больные люди. Определите диагноз и предложите методы лечения. (После предположений учащийся проецируется правильный ответ слайдовой презентации)
Предлагаются истории болезни.
1. Больная жалуется на мучительное сердцебиение, быструю утомляемость, говорит нервно, возбужденно. Выражение лица какое-то странное: не то гневное, не то испуганное. Глаза выпучены, блестят. Щитовидная железа заметно увеличена.
2. До 14 лет я была совершенно здорова. Но вдруг стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители мои здоровы. В 13 лет я перенесла воспаление поджелудочной железы – панкреатит.
3. В 25 лет я попал под машину и получил сотрясение мозга. Пролежал 2 месяца и был выписан. Спустя месяц стали мучить сильные головные боли, которые продолжались целый год. За это время увеличились в размерах нос, кисти рук и стопы ног. Это привело меня в больницу.
4. Рост финна Вайне Миллерине 2 м 48 см, а рост карлицы Агибе из Египта – 38 см.
5. У ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Изо рта постоянно высовывается кончик языка
6. На репродукциях Рубенса изображены женщины. Но на лице: худощавость, бледность, выпуклые глаза. О чем это свидетельствует.
7. Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи»: «Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос»
8. Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устает, у него снижается обмен веществ, падает температура тела, волосы становятся редкими, а кожа сухой, желтоватой, возникает одутловатость, появляются отеки.
9. Больной возбудим, страдает бессонницей, суетлив, эмоционально неуравновешен, несмотря на повышенный аппетит быстро худеет; у него неестественно выпучены глаза и нередко увеличена щитовидная железа.
- В 1958 г. Сообщалось о смерти самого тяжелого человека, который в 32 года при росте в 180 см имел массу 468 кг. Окружность его талии превышала 3м, а предплечья – 1 м. В детстве Р. Ходжес перенес инфекционное заболевание коклюш. Предположите, чем вызвана такая чудовищная масса этого человека.
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
В целом организме нервный и гуморальный механизмы действуют совместно, наиболее быстро и точно работает нервная система управления. Оба механизма регуляции – нервный и гуморальный взаимосвязаны. На состояние нервной системы влияют образующиеся в железах внутренней секреции гормоны. Но функциями эндокринных желез управляет нервная система.
Например, при избытке сахара в крови нервная система стимулирует функцию внутрисекреторной части поджелудочной железы. В кровь поступает больше инсулина и излишний сахар под его влиянием откладывается в печени и мышцах в виде гликогена. При интенсивной мышечной работе, усиливается деятельность надпочечников – он способствует превращению гликогена в сахар. Многие эндокринные заболевания развиваются вследствие поражения нервной системы (сахарный диабет, базедова болезнь). Известен случай развившегося за одну ночь тяжелого заболевания щитовидной железы у матери, потерявшей двух детей, умерших от дифтерии.
Регуляция функций организма – процесс сложный, осуществляющийся нейрогуморальным путем
- Вторичное закрепление знаний .
Выполнение теста (Приложение 2). На выбор учащихся по уровню сложности.
(самопроверка)
Ключ:
вариант 1: 3,3, 3. 3,3;
вариант 2: 4,2,2,1.3,2;
вариант 3: 1,3,5; В,А,Б,А,Б,А; А,Б,Б,Б, А,А.
Оцените свою работу с тестом. (Самостоятельно)
Сегодня на уроке мы получали знания, поэтому если кому-то не хватило знаний справиться с тестом, все исправимо!
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ответьте на проблемный вопрос урока:
Почему от волнения может участиться сердцебиение? (учащиеся отвечают на вопрос)
А сейчас давайте проанализируем, достигли ли мы на уроке поставленных целей –
— сумели показать роль гормонов в обменных процессах организма человека?
— познакомились с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения?
— всем ли понятна, насколько важна гуморальная регуляции в жизнедеятельности человека?
— следовательно, мы научились ставить перед собой цель и добиваться ее решения;
На уроке вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством.
Но самое главное – заботливо относиться к своему здоровью. При нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к врачу, не заниматься самолечением, не использовать гормональных препаратов.
Довольны ли вы своим результатом?
Астахова Л.Н. / 265-569-934/
У вас у всех на столах лежат листики: красного, желтого, зеленого цвета. Подумайте и оцените свою работу на уроке, свою активность, важность полученных знаний на уроке. Выберите один из листочков и прикрепите на дерево (на доске прикреплен лист ватмана. На нём нарисовано дерево).
Красный — я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.
Жёлтый — я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.
Зелёный – мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома…
- Домашнее задание.
С. 46 – 50, работа с вопросами и заданиями на стр. 53.
Для желающих:
найти дополнительный материал по изучаемому вопросу в сети Интернет, и подготовить небольшое сообщение.
Вы сегодня очень старались! Спасибо вам за урок!
Источник