Конспект урока поджелудочная железа

ТИП  УРОКА: Объяснение  новых  знаний.

МЕТОД: Словесно — наглядный, эвристической  беседы.

ЦЕЛЬ:  Подробно  объяснить  и  раскрыть  материал  о 
функции и  роли  поджелудочной  железы, печени  и  кишечных  желез  в 
пищеварении.

ЗАДАЧИ:

  1. Образовательные:  Формирование  научного  мировоззрения.
  2. Развивающие:  Умение  анализировать, самостоятельно 
    выполнять  задания.
  3. Воспитательные:  Формирование  ценностного  отношения 
    учащихся  к  организму  человека  и  здоровью.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Таблица: «Схема строения пищеварительной системы человека»,
модель  торса  человека, микроскоп,  микропрепараты: печени, поджелудочной 
железы, кишечника. 

ХОД  УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ

Организация  и  психологическая  подготовка  к  работе  на 
уроке.

АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ

Проверка  домашнего  задания.

Письменная  проверочная  работа  по  вариантам, содержит 
вопросы  предыдущей  темы.  (5  мин.)  

Вариант  1.

1 Какие  опыты  проводил  И.П.Павлов, чтобы  доказать 
рефлекторный  характер отделения  желудочного  сока.

2  Какой  фермент  желудочного  сока является  основным  и 
какие  вещества  он  расщепляет. 

3  Что  такое  аппетитный  желудочный  сок.

Вариант  2.

1  Какие  опыты  необходимо  провести, чтобы  доказать  гуморальный 
характер  отделения  желудочного  сока.

2Какова  роль  соляной кислоты  при  переваривании  пищи  в 
желудке.

3Какое  значение  имеет  слизь  в  желудке.

Индивидуальный  опрос  (15  мин.)

1 Желудочный  сок.

2 Нервная  регуляция  отделения  желудочного  сока.

3 Гуморальная  регуляция  отделения  желудочного  сока.

4 Влияния  наркотика  и  спиртных  напитков  на 
пищеварение  в  желудке.

ИЗУЧЕНИЕ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА

Психологическая  подготовка  к  изучению  новой  темы

1 Какое  значение  имеет  пищеварение  в  организме 
человека?

2 В  каких  отделах  пищеварительной  системы  происходит 
переваривание  питательных   веществ.

3 На  модели  торса  человека  показать  строение  органов 
пищеварения.

4 Какие  продукты  расщепления  белков, жиров, углеводов 
образуются  в  органах  пищеварения?

ОБЪЯСНЕНИЕ  УЧИТЕЛЯ

При  поступлении  пищевой  кашицы  из  желудка  в 
двенадцатиперстную  кишку  на  нее  изливается  три  пищеварительных  сока:

1. Сок  поджелудочной  железы.

2. Желчь (печень,  желчный  пузырь).

3. Кишечный  сок  (железы  слизистой  тонкого  кишечника)/

Схема 1

1. Поджелудочная железа

Конспект урока поджелудочная железа

Поджелудочная  железа:  железа  серо-розового  цвета, 
дольчатого  строения,  весит  70-80  г.  достигает  в  длину  20  см. , а  в 
ширину  4  см.  (у  взрослого  человека.)

Поджелудочная  железа  состоит  из  клеток  двух  типов.
Одни  клетки  выделяют  пищеварительный  сок  (панкреатический),  другие 
гормон. Панкреатический  сок  поступает  в  двенадцатиперстную  кишку  по 
двум  протокам.

Отделение  сока  начинается  через  несколько  минут  после 
приема  пищи  и  продолжается  6-14 ч. (в  зависимости  от  состава  пищи.) 
За  сутки  отделяется  1,5-2  л.  поджелудочного  сока. Поджелудочный  сок 
слабощелочной  реакции.  Содержит  ферменты  расщепляющие  почти  все 
органические  вещества  (белки, жиры, углеводы.)

Одни  ферменты  завершают  расщепление  крахмала. Другие 
продолжают  расщепление  белков. Под  влиянием  третьих  ферментов 
расщепляются  жиры.

На  сокоотделение  влияют  безусловные  и  условные 
сигналы. Центр  рефлекса  находится  в  продолговатом  мозге. Сокоотделение 
зависит  от  поступления  в  двенадцатиперстную  кишку  желудочного  сока  и  соляной 
кислоты. Помимо  нервной  принимает  участие  и  гуморальная  регуляция 
функции  поджелудочной  железы.

Схема 2

2. Печень

Конспект урока поджелудочная железа

Печень — самая  крупная  железа  в  организме  человека.
Весит  1.5-2  кг.  имеет  темно  бурый  цвет. Через  печень  протекает  1,5 
л.  крови  в  одну  минуту,  а  в  сутки  до  2000  л. В  печени 
вырабатывается  желчь. Желчь  по  пузырному протоку  попадает  в 
двенадцатиперстную  кишку. Основная  функция  печени  — обезвреживание 
ядовитых  веществ. В  печени  гибнет  множество  вредных  для  организма 
бактерий. Печень  участвует  в  регуляции  обмена  белков, углеводов,
витаминов, гормонов  и  других  биологически  активных  веществ,  жиров.
Печень  служит  хранилищем  глюкозы  и  витаминов.

Образование  желчи  в  клетках  печени  идет  непрерывно,
выделение  ее  происходит  через  5-10  мин.  после  приема  пищи  и 
продолжается  6-8  часов. При  отсутствии  процесса  пищеварения  желчь 
накапливается  в  желчном  пузыре. Пузырь  служит  временным  резервуаром 
желчи  емкостью  60  см. в кубе.  В  сутки  выделяется  около  1  л.  желчи.

Цвет  желчи  зависит  от  присутствия  в ней  красящих 
пигментов. Из  которх  потом образуются  пигменты  мочи  и  кала.

Желчь  повышает  активность  ферментов, выделяемой 
поджелудочной  и  кишечной  железами, облегчает  расщепление  жиров. Желчь 
усиливает  движение  кишки  и  способствует  выделению  сока  из 
поджелудочной  железы.

Читайте также:  Сок лопуха для поджелудочной железы

Выделение желчи  в  кишку  регулируется  нервным  и 
гуморальным  механизмами. Выделение  зависит  от  поступления  в 
двенадцатиперстную  кишку  желудочного  сока  и  соляной  кислоты.

Систематическое  употребление  спиртных  напитков  и 
курения  вызывает  тяжелые  заболевания  печени. У  алкоголиков  происходит 
перерождение  печени. Секреторные  клетки  замещаются  соединительной  тканью,
и  теряют  свою  функцию. Это  приводит  к  тяжелым  последствиям, иногда  к 
смертельным  исходам.

Схема 3

3 Кишечник:

Конспект урока поджелудочная железа

Кишечный  сок  — вырабатывается  железами  слизистой  оболочки 
тонкой  кишки. За  сутки  его  выделяется  около  2  л. Отделение  сока 
происходит  под  действием  раздражителей – частичек  пищи, желудочного  сока,
продуктов  расщепления  белков. Отделение  сока  происходит  непрерывно. В 
кишечном  соке  содержится  большое  число  ферментов, они  действуют  на 
белки, жиры  и  углеводы  на  продукты  их  неполного  расщепления, и 
обеспечивают  завершение  процесса  переваривания  питательных  веществ.

Схема 4

ЗАКРЕПЛЕНИЕ  ЗНАНИЙ

Учащимся  предлагается  посмотреть  в  микроскоп 
микропрепараты: печени, поджелудочной  железы и  срез  тонкого  кишечника.

Затем учитель  предлагает  заполнить  таблицу   учащимся  в 
тетрадях.

название железы

функции

название сока

основные свойства и значение

поджелудочная

вырабатывает 

1 поджелудочный сок

2 гармон

поджелудочный

(панкреатический)

слабо щелочной  реакции 1,5-2 л.  в сутки, содержит  ферменты 
которые  расщепляют  белки, жиры, углеводы.

печень

1 обезвреживание

2 хранилище

3 регуляция

желчь

1-л.  в сутки, выделяется  через 5-10 мин. на  протяжении
6-8 ч. Цвет  зависит  от красящих  пигментов. Повышает
активность ферментов, расщепляет жиры, усиливает движение  кишки,
способствует выделению  поджелудочного  сока.

кишечные  железы

процесс

1 пищеварение

2 движение

кишечный  сок

содержит ферменты расщепляющие белки, жиры, углеводы.
Завершение  процесса 
переваривания  пищи.

ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ

Выучить  параграф  33  и  таблицу  в  тетради.

ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  УЧИТЕЛЯ

Биология  Человек  8  кл.  А.С.Батуев.  Анатомия  высшая 
школа атлас «Белый  город».

ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  УЧАЩИХСЯ

Биология  8 кл. А.С.Батуев. Энциклопедия  «Человек»  ЭКСМО.

Источник

Конспект урока по биологии в 8-м классе.

Тема: «Роль поджелудочной железы, печени и кишечных желез в пищеварении»

Миннигулова Гульнара Рафиковна учитель биологии

УЧЕБНИК: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, М.: «Дрофа», 2009.

ТИП  УРОКА: Объяснение  новых  знаний

МЕТОДЫ: Словесно – наглядный, эвристической  беседы.

ЦЕЛЬ:  Подробно  объяснить  и  раскрыть  материал  о  функции и  роли  поджелудочной  железы, печени  и  кишечных  желез  в  пищеварении.

ЗАДАЧИ:

  1. Формирование  научного  мировоззрения.

  2.   Умение  анализировать, самостоятельно  выполнять  задания.

  3. Формирование  ценностного  отношения  учащихся  к  организму  человека  и  здоровью.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Таблица: презентация, Схема «Строение пищеварительной системы человека», модель  торса  человека, микроскоп,  микропрепараты: печени, поджелудочной  железы, кишечника, видеофрагменты «Печень», «Поджелудочная железа», «Кишечник», «Организм в цифрах» из сайта

/cor/127

/catalog/res/3e1cd05e-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/ -печень

/dlrstore/3e1cd05f-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/ — поджелудочная железа

https://files.school/dlrstore/3e1cd05b-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/index.htm -кишечник

ХОД  УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ

Организация  и  психологическая  подготовка  к  работе  на  уроке.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ

Проверка  домашнего  задания.

Письменная  проверочная  работа  по  вариантам, содержит  вопросы  предыдущей  темы.  (5  мин.)  

Вариант  1.

1 Какие  опыты  проводил  И.П.Павлов, чтобы  доказать  рефлекторный  характер отделения  желудочного  сока.

2  Какой  фермент  желудочного  сока является  основным  и  какие  вещества  он  расщепляет. 

3  Что  такое  аппетитный  желудочный  сок.

Вариант  2.

1  Какие  опыты  необходимо  провести, чтобы  доказать  гуморальный  характер  отделения  желудочного  сока.

2Какова  роль  соляной кислоты  при  переваривании  пищи  в  желудке.

3Какое  значение  имеет  слизь  в  желудке.

Индивидуальный  опрос  (15  мин.)

1 Желудочный  сок.

2 Нервная  регуляция  отделения  желудочного  сока.

3 Гуморальная  регуляция  отделения  желудочного  сока.

4 Влияния  наркотика  и  спиртных  напитков  на  пищеварение  в  желудке.

  1. ИЗУЧЕНИЕ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА.

Психологическая  подготовка  к  изучению  новой  темы

  1. Какое  значение  имеет  пищеварение  в  организме  человека?

  2. В  каких  отделах  пищеварительной  системы  происходит  переваривание  питательных   веществ.

  3. На  модели  торса  человека  показать  строение  органов  пищеварения.

  4. Какие  продукты  расщепления  белков, жиров, углеводов  образуются  в  органах  пищеварения?

ОБЪЯСНЕНИЕ  УЧИТЕЛЯ

При  поступлении  пищевой  кашицы  из  желудка  в  двенадцатиперстную  кишку  на  нее  изливается  три  пищеварительных  сока:

1. Сок  поджелудочной  железы.

2. Желчь (печень,  желчный  пузырь).

Читайте также:  Поджелудочную железу нельзя вылечить

3. Кишечный  сок  (железы  слизистой  тонкого  кишечника)/

Схема 1
Конспект урока поджелудочная железа

1. Поджелудочная железа (просмотр материала /dlrstore/3e1cd05f-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/ )

Конспект урока поджелудочная железа

Поджелудочная  железа:  железа  серо-розового  цвета,  дольчатого  строения,  весит  70-80  г.  достигает  в  длину  20  см. , а  в  ширину  4  см.  (у  взрослого  человека.)

Поджелудочная  железа  состоит  из  клеток  двух  типов. Одни  клетки  выделяют  пищеварительный  сок  (панкреатический),  другие  гормон. Панкреатический  сок  поступает  в  двенадцатиперстную  кишку  по  двум  протокам.

Отделение  сока  начинается  через  несколько  минут  после  приема  пищи  и  продолжается  6-14 ч. (в  зависимости  от  состава  пищи.)  За  сутки  отделяется  1,5-2  л.  поджелудочного  сока. Поджелудочный  сок  слабощелочной  реакции.  Содержит  ферменты  расщепляющие  почти  все  органические  вещества  (белки, жиры, углеводы.)

Одни  ферменты  завершают  расщепление  крахмала. Другие  продолжают  расщепление  белков. Под  влиянием  третьих  ферментов  расщепляются  жиры.

На  сокоотделение  влияют  безусловные  и  условные  сигналы. Центр  рефлекса  находится  в  продолговатом  мозге. Сокоотделение  зависит  от  поступления  в  двенадцатиперстную  кишку  желудочного  сока  и  соляной  кислоты. Помимо  нервной  принимает  участие  и  гуморальная  регуляция  функции  поджелудочной  железы.

Схема 2

Конспект урока поджелудочная железа

2. Печень ( просмотр материала /catalog/res/3e1cd05e-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/ )

Конспект урока поджелудочная железа

Печень — самая  крупная  железа  в  организме  человека. Весит  1.5-2  кг.  имеет  темно  бурый  цвет. Через  печень  протекает  1,5  л.  крови  в  одну  минуту,  а  в  сутки  до  2000  л. В  печени  вырабатывается  желчь. Желчь  по  пузырному протоку  попадает  в  двенадцатиперстную  кишку. Основная  функция  печени  — обезвреживание  ядовитых  веществ. В  печени  гибнет  множество  вредных  для  организма  бактерий. Печень  участвует  в  регуляции  обмена  белков, углеводов, витаминов, гормонов  и  других  биологически  активных  веществ,  жиров. Печень  служит  хранилищем  глюкозы  и  витаминов.

Образование  желчи  в  клетках  печени  идет  непрерывно, выделение  ее  происходит  через  5-10  мин.  после  приема  пищи  и  продолжается  6-8  часов. При  отсутствии  процесса  пищеварения  желчь  накапливается  в  желчном  пузыре. Пузырь  служит  временным  резервуаром  желчи  емкостью  60  см. в кубе.  В  сутки  выделяется  около  1  л.  желчи.

Цвет  желчи  зависит  от  присутствия  в ней  красящих  пигментов. Из  которых  потом образуются  пигменты  мочи  и  кала.

Желчь  повышает  активность  ферментов, выделяемой  поджелудочной  и  кишечной  железами, облегчает  расщепление  жиров. Желчь  усиливает  движение  кишки  и  способствует  выделению  сока  из  поджелудочной  железы.

Выделение желчи  в  кишку  регулируется  нервным  и  гуморальным  механизмами. Выделение  зависит  от  поступления  в  двенадцатиперстную  кишку  желудочного  сока  и  соляной  кислоты.

Систематическое  употребление  спиртных  напитков  и  курения  вызывает  тяжелые  заболевания  печени. У  алкоголиков  происходит  перерождение  печени. Секреторные  клетки  замещаются  соединительной  тканью, и  теряют  свою  функцию. Это  приводит  к  тяжелым  последствиям, иногда  к  смертельным  исходам.

Схема 3
Конспект урока поджелудочная железа

3 Кишечник: ( просмотр материала /dlrstore/3e1cd05b-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/index.htm )

Конспект урока поджелудочная железа

Кишечный  сок  — вырабатывается  железами  слизистой  оболочки  тонкой  кишки. За  сутки  его  выделяется  около  2  л. Отделение  сока  происходит  под  действием  раздражителей – частичек  пищи, желудочного  сока, продуктов  расщепления  белков. Отделение  сока  происходит  непрерывно. В  кишечном  соке  содержится  большое  число  ферментов, они  действуют  на  белки, жиры  и  углеводы  на  продукты  их  неполного  расщепления, и  обеспечивают  завершение  процесса  переваривания  питательных  веществ.

Конспект урока поджелудочная железа

Основные выводы урока.

1. Роль печени не ограничена участием в пищеварении, она выполняет сложные функции в обмене веществ, а также обезвреживает ядовитые вещества, появляющиеся в организме в результате пищеварения, играя барьерную роль.

2. Основными функциями пищеварительного тракта являются секреторная, моторная и всасывательная.

3. Процесс пищеварения представляет собой ряд этапов, каждый из которых проходит в определенном отделе ЖКТ под действием определенных пищеварительных соков, выделяемых пищеварительными железами и действующих на определенные вещества.

4. Сложные органические вещества в результате биохимических процессов превращаются в низкомолекулярные, которые, всасываясь в кровь и лимфу, становятся для организма источником энергии и пластических материалов.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ  ЗНАНИЙ

Учащимся  предлагается  посмотреть  в  микроскоп  микропрепараты: печени, поджелудочной  железы и  срез  тонкого  кишечника.

Затем учитель  предлагает  заполнить  таблицу   учащимся  в  тетрадях.

Читайте также:  Узи поджелудочной железы что можно есть

название железы

функции

название сока

основные свойства и значение

поджелудочная

вырабатывает 

1 поджелудочный сок

2 гармон

поджелудочный

(панкреатический)

слабо щелочной  реакции 1,5-2 л.  в сутки, содержит  ферменты  которые  расщепляют  белки, жиры, углеводы.

печень

1 обезвреживание

2 хранилище

3 регуляция

желчь

1-л.  в сутки, выделяется  через 5-10 мин. на  протяжении 6-8 ч. Цвет  зависит  от красящих  пигментов. Повышает активность ферментов, расщепляет жиры, усиливает движение  кишки, способствует выделению  поджелудочного  сока.

кишечные  железы

процесс

1 пищеварение

2 движение

кишечный  сок

содержит ферменты расщепляющие белки, жиры, углеводы. Завершение  процесса  переваривания  пищи.

ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ

Выучить  параграф  33  и  таблицу  в  тетради.

Источник

В ходе этого урока мы ознакомимся с железами внутренней, внешней и смешанной секреции. А также узнаем о функциях гормонов.

Тема: Нервная и эндокринная системы

Урок: Железы внешней, внутренней и смешанной секреции

Что такое железы

Железа – орган, функцией которого является производство  какого-либо  вещества,  играющего важную роль в организме.

Вещество может выделяться  в качестве  секрета наружу либо в качестве гормона прямо  в систему кровообращения.

Виды желез

Железы бывают двух видов:  экзогенные (железы внешней секреции) и эндогенные (железы внутренней секреции).

Рис. 1.

Рис. 2.

Экзогенные железы

Экзогенные – это железы, имеющие выводные протоки  и выделяющие  свои секреты на  поверхность тела или в полости тела.  Секреты желез внешней секреции называются ферментами.

Железы внешней секреции можно разделить на три группы:

Выводные протоки, выходят на поверхность тела (потовые, сальные, слезные, половые);

Рис. 3.

Выводные протоки, открываются в  полости тела (слюнные железы, печень, поджелудочная железа, железы желудка, железы кишечника).

Железы смешанной секреции

Смешанные железы, одновременно  являющиеся  железами  внутренней секреции (половые железы, почки, поджелудочная железа, железы желудка, железы двенадцатиперстной кишки).

Рис. 4. (Источник)

Эндогенные железы

Эндогенные – это железы, не имеющие выводных протоков  и выделяющие вырабатываемые ими гормоны непосредственно в кровь или лимфу. К этим железам относятся гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, вилочковая железа, паращитовидные железы, надпочечники, половые железы.

Рис. 5. (Источник)

Продуктами жизнедеятельности желез внутренней секреции являются гормоны.

Гормоны

Гормоны обладают высокой биологической активностью, специфичностью действия, влияют на жизнедеятельность органов, расположенных вдали от места их образования. Они сравнительно быстро разрушаются, поэтому должны выделяться в кровь постоянно.

Гормоны оказывают влияние на обмен веществ путем стимулирования, замедления или блокирования тех ли иных ферментов.

Одни гормоны оказывают непосредственное регуляторное действие на какой-то орган, а другие могут обладать программируемым эффектом, т. е. в определенный момент жизни организма изменять клетки каких-либо тканей на все последующее время жизни.

Например, в период полового созревания целый ряд клеток меняют под действием гормонов свою форму и функции и остаются такими на все дальнейшее время своего существования.

В результате осуществляется гормональная регуляция функций и деятельности органов.

По химической природе гормоны делятся на три группы: полипептиды и белки (инсулин), аминокислоты и их производные (тироксин, адреналин) и стероиды (половые гормоны).

Функции гормонов:          

— обеспечивают рост и развитие организма;

— обеспечивают адаптацию организма к  постоянным изменениям;

— обеспечивают гомеостаз;

— контролируют процессы обмена веществ.

Эндокринная регуляция жизнедеятельности организма является комплексной и строго сбалансированной системой.

Список рекомендованной литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология 8   М.:Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Anatomycus.blogspot.com (Источник).

2. Takzdorovo.ru (Источник).

3. Anatomiya-atlas.ru (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа – с. 301, задания и вопрос 1,2,5.

2. На какие группы разделяются железы?

3. Что такое гормоны?

4. Подготовьте реферат о применении знаний о железах в современном мире.

Источник