Презентация поджелудочная железа биология 8 класс

Источник

Инфоурок

Биология
›Презентации›Прзентация по биологии на тему «Поджелудочная железа»

Поджелудочная железа Выполнила: Учитель биологии Колчугина Ольга Сергеевна,

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Поджелудочная железа Выполнила: Учитель биологии Колчугина Ольга Сергеевна,

Описание слайда:

Поджелудочная железа Выполнила: Учитель биологии Колчугина Ольга Сергеевна,

2 слайд

Поджелудочная железа человека расположена в брюшной полости позади желудка, т

Описание слайда:

Поджелудочная железа человека расположена в брюшной полости позади желудка, тесно примыкая к двенадцатиперстной кишке. Орган залегает в верхнем отделе на задней стенке полости живота в забрюшинном пространстве, располагаясь поперечно на уровне тел I—II поясничных позвонков.

3 слайд

Презентация поджелудочная железа биология 8 класс

4 слайд

В поджелудочной железе выделяют головку, тело и хвост. Головка поджелудочной

Описание слайда:

В поджелудочной железе выделяют головку, тело и хвост. Головка поджелудочной железы (caput pancreatis) примыкает к двенадцатиперстной кишке. Тело поджелудочной железы (corpus pancreatis) имеет трёхгранную (треугольную) форму. Хвост поджелудочной железы (cauda pancreatis) имеет конусовидную или грушевидную форму.

5 слайд

Презентация поджелудочная железа биология 8 класс

6 слайд

Поджелудочная железа включает экзокринную и эндокринную части. Экзокринная ча

Описание слайда:

Поджелудочная железа включает экзокринную и эндокринную части. Экзокринная часть поджелудочной железы представлена расположенным в дольках панкреатическими ацинусами, а также древовидной системой выводных протоков: Эндокринная часть поджелудочной железы образована лежащими между ацинусов панкреатическими островками, или островками Лангерганса. бета-клетки, синтезирующие инсулин; альфа-клетки, продуцирующие глюкагон; дельта-клетки, образующие соматостатин; PP-клетки, вырабатывающие панкреатический полипептид.

7 слайд

Презентация поджелудочная железа биология 8 класс

8 слайд

Презентация поджелудочная железа биология 8 класс

9 слайд

Презентация поджелудочная железа биология 8 класс

10 слайд

Символ, утверждённый ООН для обозначения диабета.

Описание слайда:

Символ, утверждённый ООН для обозначения диабета.

11 слайд

Панкреатит (лат. pancreatitis, от др.-греч. πάγκρεας — поджелудочная железа +

Описание слайда:

Панкреатит (лат. pancreatitis, от др.-греч. πάγκρεας — поджелудочная железа + -itis — воспаление) — заболевание, при котором наблюдается воспаление поджелудочной железы. При воспалении поджелудочной железы ферменты, выделяемые железой, не выбрасываются в двенадцатиперстную кишку, а активизируются в самой железе и начинают разрушать её (самопереваривание).

12 слайд

Презентация поджелудочная железа биология 8 класс

Презентация поджелудочная железа биология 8 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Презентация поджелудочная железа биология 8 класс

Курс повышения квалификации

Презентация поджелудочная железа биология 8 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-225806

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Поджелудочная
железа
Поджелудочная железа́ человека-орган пищеварительной системы; крупная железа, обладающая внешнесекреторной и внутренне секреторной функциями органа реализуется выделением панкреатического сока, содержащего пищеварительные ферменты.

  • Поджелудочная железа́ человека-орган пищеварительной системы; крупная железа, обладающая внешнесекреторной и внутренне секреторной функциями органа реализуется выделением панкреатического сока, содержащего пищеварительные ферменты.

Поджелудочная железа является главным источником ферментов для переваривания жиров, белков и углеводов — главным образом, трипсина и химотрипсина, панкреатической липазы и амилазы. Основной панкреатический секрет протоковых клеток содержит и ионы бикарбоната, участвующие в нейтрализации кислого желудочного химуса. Секрет поджелудочной железы накапливается в междольковых протоках, которые сливаются с главным выводным протоком, открывающимся в двенадцатиперстную кишку.

  • Поджелудочная железа является главным источником ферментов для переваривания жиров, белков и углеводов — главным образом, трипсина и химотрипсина, панкреатической липазы и амилазы. Основной панкреатический секрет протоковых клеток содержит и ионы бикарбоната, участвующие в нейтрализации кислого желудочного химуса. Секрет поджелудочной железы накапливается в междольковых протоках, которые сливаются с главным выводным протоком, открывающимся в двенадцатиперстную кишку.
Читайте также:  Температура при воспалении поджелудочной железы и желудка

Признаки заболевания
1. Боль

  • Болевые ощущения возникают в верхней части живота, в области желудка или за ним. При нарушении работы поджелудочной железы резкая боль обычно ощущается в левом подреберье.

2. Жар

  • Энзимы, атакующие железу, провоцируют воспаление и, как следствие, повышение температуры тела. Если ты чувствуешь боль или ухудшение состояния, обязательно измерь температуру. В случае ее повышения нужно незамедлительно обратиться к врачу. Специалист проведет диагностику и выяснит, связаны ли симптомы с наличием панкреатита или другого заболевания.

3. Тошнота

  • Проблемы с поджелудочной железой могут вызывать тошноту и рвоту. Наша пищеварительная система испытывает стресс, пища не может перевариться должным образом, поэтому мы испытываем такие симптомы.

4. Головная боль

  • В этом случае распространены усталость, раздражение, затруднении концентрации и головная боль. Все это провоцируется нарушением функционирования иммунной системы, вот почему мы ощущаем слабость и болезненность состояния.

5. Снижение веса

  • Когда наш организм не может синтезировать полезные вещества из пищи, мы теряем существенное количество нутриентов. Поджелудочная железа либо подвержена атаке желчных камней, либо собственных энзимов. В следствие этого люди, страдающие от панкреатита, начинают терять вес даже при нормальном объеме питания.

6. Тахикардия

  • Ускорение сердечного ритма приводит к быстрой утомляемости и учащению дыхания. Это связано с тем, что тело ослаблено, иммунная система не получает достаточного количества энергии и заставляет сердечную мышцу сокращаться намного чаще, чем обычно. Мы быстрее устаем, пульс повышается. Все это нужно иметь в виду

Статистика показывает, что в 80% случаев панкреатит вызван наличием желчных камней или неправильным питанием. Желчные камни блокируют пути и затрудняют функционирование поджелудочной железы.

  • Статистика показывает, что в 80% случаев панкреатит вызван наличием желчных камней или неправильным питанием. Желчные камни блокируют пути и затрудняют функционирование поджелудочной железы.

Источник

1. Поджелудочная железа

2.

Поджелудочная железа -представляет собой
продолговатый, призматический по форме
непарный многодольчатый орган,
расположенный забрюшинно и лежащий
почти поперёк задней стенки брюшной
полости

3.

Длина органа колеблется от 10 до 23 см,
ширина 3-9 см, толщина 2-3 см. Масса
поджелудочной железы составляет в
среднем 60-80 г.

4.

В поджелудочной железе условно различают
головку, тело и хвост. Головка поджелудочной
железы расположена в дуге
двенадцатиперстной кишки. Проток
поджелудочной железы впадает в
большинстве случаев после соединения с
общим желчным протоком в
двенадцатиперстную кишку на большом ее
соске. Хвост соприкасается с селезенкой.
Тело поджелудочной железы, имеющее вид
трехгранной призмы, спереди покрыто
брюшиной.

5.

6.

Экзокринная часть
Экзокринная часть поджелудочной железы
представлена панкреатическими ацинусами,
а также системой выводных протоков:
вставочными и внутридольковыми
протоками, междольковым протоками и
общим панкреатическим протоком,
открывающимся в просвет
двенадцатиперстной кишки. Ацинус
поджелудочной железы, является
структурной единицей данного органа. Это
маленькое образование округлой формы,
дающее начало всей многочисленной
системе протоков

7.

Эндокринная часть
Эндокринная часть поджелудочной железы
образована лежащими между ацинусов
панкреатическими островками, или
островками Лангерганса.
Островки состоят из клеток — инсулоцитов

8.

Кровоснабжение поджелудочной железы
осуществляется ветвями артерий:
печеночная снабжает кровью большую
часть головки железы, верхняя брыжеечная
кровоснабжает головку и тело
поджелудочной железы и селезеночная
снабжает кровью тело и хвост
поджелудочной железы. Вены
поджелудочной железы идут совместно с
артериями и впадают в верхнюю
брыжеечную и селезеночную вены, по
которым кровь из поджелудочной железы
оттекает в воротную вену.

9. Иннервация поджелудочной железы

происходит за счет ветвей чревного,
печеночного, селезеночного и
верхнебрыжеечного сплетений.

10. Функции поджелудочной железы

Поджелудочная железа обладает
внешнесекреторной и внутреннесекреторной
функциями:
Внешнесекреторная функция:
1. Выделение в двенадцатиперстную кишку
панкреатического сока, содержащего
ферменты (трипсин, липазу, мальтазу,
лактазу, амилазу и др.).
2. Нейтрализация кислого содержимого
желудка.
3. Непосредственное участие в процессе
переваривания пищи.

11.

Поджелудочная железа за сутки
вырабатывает 1,5 – 2,0 литра сока,
играющего большую роль в пищеварении.
Это бесцветная прозрачная жидкость
щелочной реакции ( рН 8,5-8,8 ). Основной
составной частью сока поджелудочной
железы являются ферменты.
Панкреатический сок начинает выделяется в
двенадцатиперстную кишку примерно через
2-5 минут после еды. Наибольшее
напряжение секретной деятельности
поджелудочной железы бывает в период
пищеварения, через 1-3 часа после приема
пищи, чему предшествует увеличение ее
кровенаполнения.

12.

Внутрисекреторная функция:
заключается в выработке гормонов
(инсулина, глюкагона, липокаина и
калликреина). Производя гормоны,
поджелудочная железа принимает важное
участие в регуляции углеводного, жирового и
белкового обмена. Помимо этого гормоны –
инсулин и глюкагон, поступая
непосредственно в кровь, регулируют
уровень глюкозы в крови.По своему
действию оба эти гормона являются
антагонистами и благодаря этому сохраняют
сбалансированный уровень сахара в крови.

Источник

                                      « Железы внутренней секреции»

                                            Урок биологии в 8 классе.

Из опыта работы

Учителя биологии

I квал. Категории

МОУ НСОШ № 1

Губайдуллиной С. А.

Аннотация:

Материалы урока могут быть использованы на тематическом или обобщающем уроке, по биологии, химии.  

Цель урока: сформировать у учащихся понятие о гуморальной регуляции деятельности организма.  Продолжить формировать понятие о регуляции организма с помощью нервной системы. Расширить знания о строении и функциях клетки.

Задачи:

Раскрыть особенности строения желёз внутренней секреции в связи с выполняемой функцией. Выявить роль биологически активных веществ гормонов. Продолжить изучение регионального компонента.

 Развивать  умения работать с учебником, научной литературой, таблицами, муляжами.

 Воспитывать культуру общения, умение оценивать результаты своего труда.

Оборудование: Иллюстрации по теме. Таблички с названиями команд на столах.

Слайды презентации.

Карточки с названиями желёз внутренней, смешанной и внешней секреции для выполнения задания у доски.

Карточки – задания для команд. Книги для работы с карточками-заданиями.  Перечень вопросов самостоятельной работы.

                                                           Ход урока

1.Организационный момент. 1 минута.

Учащиеся входят в класс и занимают места согласно отведенному месту.

В каждой команде по 13 человек.

Представляются команды, их  капитаны.

2.Актуализация опорных знаний.

— Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?  Познакомились с ролью эндокринной регуляции. Мы узнали, какие железы относятся к железам внешней, внутренней и смешанной секреции. Узнали особенности такого подразделения желёз, а также о свойствах гормонов.

Читайте также:  Что такое мелкозернистая структура поджелудочной железы

Сегодня вы продолжите изучать железы нашего организма. Но познакомитесь более подробно  с железами внутренней секреции.

Перед вами, ребята, стоит задача узнать, какие железы регулируют рост и развитие организма, как они влияют на обмен веществ, какие гормоны поддерживают постоянство внутренней среды организма.

-Но прежде, чем мы познакомимся с железами внутренней секреции  и вырабатываемыми ими гормонами, давайте вспомним, какие биологически активные вещества вам знакомы.

(Витамины, гормоны, ферменты).

Давайте вспомним некоторые из этих биологически активных веществ.

Некоторые из учащихся получают карточки – задания для индивидуальной работы.

Карточка №1

1.Опишите слюнные железы по плану:

расположение в организме

строение

значение

выделяемые биологически активные вещества

2.Как связаны железы внешней секреции с нервной системой?

                                                    Карточка №2

1.Опишите потовые железы по плану:

расположение в организме

строение

значение

выделяемые вещества

2.Какое значение имеют гормоны?

Карточка №3

1.Опишите поджелудочную железу по плану:

расположение в организме

строение

значение

выделяемые вещества

2.Чем отличаются железы внешней секреции от желёз внутренней секреции?

                                                       Карточка № 4

1.Опишите сальные железы по плану:

расположение в организме

строение

значение

выделяемые вещества

2.Какие железы относятся к железам смешанной секреции?

Фронтальный опрос.

Дайте характеристику биологически активного вещества, витамина Д  по плану:

а) классификация

б) место образования

в) роль в организм

 Какое значение для нашего региона имеет этот витамин?

— Расскажите о строении и функции поджелудочной железы.

Дайте  характеристику биологически активного вещества, фермента пепсина по плану:

а) классификация

б) место образования

в) функция в организме.

 Работа у доски с карточками.

Распределите железы по группам и объясните принцип их распределения.

Гипофиз, поджелудочная железа, сальные железы, эпифиз, щитовидная железа, половые железы, потовые железы, надпочечники, слюнные железы.

Учитель: «Среди этих карточек есть названия желез внутренней секреции»

Итак, тема нашего урока «Железы внутренней секреции».

Откройте тетради и запишите тему урока: «Железы внутренней секреции»

(На экране проектора появляется название темы урока.)

Наука, изучающая железы внутренней секреции называется Эндокринология

 ( греч.- эндос-внутри, крино-выделяю, логос-учение).Появляется слайд с расшифровкой слова

эндокринология.

Эндокринные железы не имеют выводных протоков и выделяют вырабатываемые ими гормоны или инкреты в кровь или лимфу.

А начнем мы знакомство с железами внутренней секреции с крошечной железы, с гипофиза.

ГИПОФИЗ является важнейшей железой внутренней секреции, которая регулирует деятельность целого ряда эндокринных желез. Придаток мозга. Он расположен в гипофизарной ямке турецкого седла клиновидной кости, т.е. на нижней поверхгости головного мозга. Ниже моста. Воронка соединяет гипофиз с гипоталамусом.

 Масса гипофиза 0,5-0,7 г. Будучи анатомически единым, гипофиз делится на три доли: переднюю, промежуточную и заднюю. По ходу объяснения учителя учащиеся заполняют схему.

(На экране проектора появляется изображение головного мозга).

Гипофиз вырабатывает несколько гормонов.

На экране проектора появляется слайд с изображением гипофиза.

Далее следуют слайды о функциях гипофиза, схема «Строение гипофиза».

Гормон соматотропин передней доли гипофиза влияет на рост костей, мышц, органов.

Какая это функция? (Ростовая)  

-Подумайте, ребята, на какой органоид клетки оказывает влияние гормон гипофиза соматотропин?

(Проникая в клетки, этот гормон усиливает выработку белков в рибосомах, вследствие чего клетки растут и делятся).

 Если в детском возрасте вырабатывается недостаточно гормона роста, то у ребёнка развивается  гипофизарная карликовость. Рост  взрослого гипофизарного карлика  не превышает 120 см , но тело пропорциональное.

При избытке гормона соматотропина рост взрослого человека более 2м 40см, т.е. развивается гигантизм.

Заболевание акромегалия возникает при избытке гормона роста тогда, когда  процессы роста закончились и растут отдельные органы: например, нос, рот, уши, конечности., язык.

(На экране проектора появляется таблица «Эндокринные железы и их гормоны»)

 

ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ

Железы

Строение, расположение

Функции

Гипофиз

Щитовидная железа

Паращитовидная железа

Вилочковая железа (тимус)

А.Передняя доля

Б.Промежуточная доля.

В.Задняя доля

Расположена над щитовидным хрящом, на передней поверхности гортани на уровне 5-6 шейного позвонка.

Состоит из правой и левой доли, перешейка. Дольчатое строение.

Расположена в грудной части.

Состоит из правой и левой долей.

Регуляция функций половых

Желез, деятельность коры надпочечников, щитовидной железы, выделяет гормон роста соматотропин.Соматотропин ускоряет рост мышц и костей. Стимулирует синтез белка. Оказывает влияние на обмен углеводов и  жиров.

Тиреотропин-стимулирует синтез и секрецию гормонов щитовидной железы.

Кортикотропин-стимулирует синтез и секрецию гормонов коры надпочечников.

Пролактин-влияет на рост тканей молочной железы, продукцию молока.

Лютенизирующий гормон-

Стимулирует синтез половых гормонов.

Меланостимулирующий гормон- синтез меланина,

пигментация кожи.

Антидиуретический гормон -регулирует обратное всасывание воды из первичной мочи.

Вазопрессин- сосудосуживающие действие (повышение кровяного давления).

Тироксин – обеспечение роста, умственного и физического развития; стимуляция энергетического обмена, синтеза белка, окисления жиров и углеводов, поглощения кислорода и метаболизма всех клеток; активация натриевого насоса.

Тиреокальцитонин- регуляция метаболизма кальция и фосфора, снижение уровня кальция в крови.

Паратгормон- влияет на обмен кальция и фосфора.

Вырабатывает гормоны тимозин и тимопоэтин.

Влияет на рост организма. Вырабатывает лимфоциты, которые выполняют защитную функцию.

Гормон тиреотропин регулирует  деятельность щитовидной железы. А кортикотропин  деятельность коры надпочечников. Лютенизирующий – стимулирует выработку половых гормонов. Фолликулостимулирующий гормон  влияет на рост фолликулов у женщин и  образование гамет у мужчин.

Пролактин влияет на лактацию и  разрастание тканей молочной железы.

-Ребята, какая это функция? ( Регуляторная).

ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА.

— А теперь познакомимся с щитовидной железой.

Она расположена над щитовидным хрящом на передней поверхности гортани на уровне 5-6 шейного позвонка.

На экране проектора изображение щитовидной железы: внешнее и внутреннее строение.

Эта железа состоит из правой и левой доли, перешейка. Железа серого цвета. Масса железы взрослого человека 20 -30 г. Снаружи железа покрыта фиброзной капсулой, от которой внутрь железы отходят перегородки трабекулы, которые разветвляясь, разделяют её на дольки. Паренхима железы состоит из пузырьков – фолликулов. Пузырьки захватывают йод. Под влиянием тиреотропного гормона гипофиза  усиливается синтез гормона, поглощение клетками йода и йодирование. Эту функцию выполняют клетки тироциты.  В стенках фолликулов есть и другие, более крупные клетки. Они продуцируют гормон тиреокальциотонин, участвующий в регуляции обмена кальция и фосфора. Он тормозит всасывание кальция из костей и уменьшает содержание кальция в крови.

   Для успешного образования гормонов щитовидной железы необходим йод. При его недостатке или отсутствии ткань щитовидной железы разрастается. Это заболевание называется базедовой болезнью или зобом.

На экране проектора появляется изображение больного зобом.

Заболевание сопровождается  повышенной температурой тела.

Читайте также:  Органы у человека поджелудочная железа показать

-Как вы думаете, если температура тела повышена, то интенсивно или вяло протекают обменные процессы в клетке? (обменные процессы протекают интенсивно, вещества окисляются быстро). Работа сердца усиливается. Больные худы. Глаза «выпучены». Кроме того, у них повышена возбудимость.

Прежде всего,  это заболевание наблюдается в регионах с недостатком йода в почве.

Поэтому в нашем регионе необходимо использовать поваренную соль, в которую подмешан небольшой процент йодида калия. А также употреблять в пищу морепродукты, богатые содержанием йода.

На экране проектора появляется слайд «Суточные нормы йода», «Потеря йода в пищевых  продуктах при обработке», «Продукты богатые йодом».

 —  Заболевание микседема выражается, наоборот, в понижении обмена веществ, возбудимости нервной системы, отёчности. Отеки связаны с замедлением работы сердца, что ведет к отеку ног.

   При недостатке йода в организме в детском возрасте нарушается рост (пропорциональность тела). Ребёнок отстает в физическом и умственном развитии.

Развивается кретинизм.

На экране проектора демонстрируется слайд «Больная кретинизмом».

ВИЛОЧКОВАЯ ЖЕЛЕЗА.

Расположена в переднем средостении над сердцем.

(иллюстрация топографии вилочковой железы). Состоит из правой и левой долей.Вес 35-40 г. Секрет этой железы влияет на рост организма. Кроме того, вырабатывает лимфоциты, которые выполняют защитную функцию. Выделяет гормоны тимозин и тимопоэтин.

А теперь давайте обратимся к литературе. Послушайте небольшой отрывок из рассказа

И.С.Тургенева «Живые мощи».

Учитель читает отрывок из произведения. Появляется слайд с текстом отрывка из рассказа.

О каком же заболевании говорится в произведении, вы узнаете, изучив  другие железы

внутренней секреции.

 Железы надпочечники и эпифиз вам предстоит изучить, самостоятельно используя  текст учебника, дополнительную литературу и муляжи.

Капитаны команд, возьмите инструктивные карточки с заданиями.

Задание команде № 1

Подготовьте сообщение  о надпочечниках. Расскажите о

том, где расположены эти железы, какое имеют строение,

какие  выделяют гормоны , на что оказывают влияние эти

гормоны.

Какие заболевания связаны с нарушением функций надпочеч-

ников?

  Список литературы для ознакомления с надпочечниками:

 1.Справочник Батуева стр.12 ( о гормоне адреналине).

2.Готовые домашние задания по биологии стр.24 таблица и

стр.26 таблица ( о гормонах надпочечников).

3.Учебник биологии стр. 304 от слов: В период полового созрева-

ния активность…

стр. 305″Гормоны надпочечников»

4. А.И.Никишов. Биология в таблицах.

стр.50 таблица (о строении и расположении надпочечников).

При ответе используйте муляж или таблицу.

 Задание команде № 2

 Подготовьте сообщение о паращитовидных железах

Расскажите о расположении желёз, их строении , функциях,

какие гормоны выделяют.

Используйте список литературы:

1.Экзаменационные билеты по биологии стр. 206 от слов: Пара-

щитовидные железы — парные образования, тесно прилегаю-

щие к…

( о расположении и гормонах щитовидной железы).

2.Г.Л.Билич *Цитология *Гистология *Анатомия человека

стр.436″Паращитовидные железы» ( о  расположении желёз и

гормонов)

3.Н.А.Фомин «Физиология человека» стр.110 последний абзац,

далее стр.111.

От слов:…на заднелатеральной поверхности щитовидной железы

расположены паращитовидные железы…

4.стр. 182 №11 и №12 -рисунок паращитовидной железы.

«Карманный атлас анатомии человека».

Примерные ответы команд.

НАДПОЧЕЧНИКИ. Надпочечники расположены на верхушках почек на уровне 11-12 грудных позвонков, причем правый выше левого. Масса одного надпочечника взрослого человека 8-13 г. Надпочечник состоит из коркового и мозгового вещества.

В корковом слое вырабатывается гормон кортизон, который влияет на обмен углеводов, белков и жиров. Гормон коркового слоя альдостерон влияет на обмен электролитов и воды. При избытке гормонов этого слоя наблюдается раннее половое созревание с быстрым прекращением роста. При недостаточной выработке гормонов развивается Бронзовая болезнь, сопровождающаяся бронзовым оттенком кожи, слабостью и похуданием.

Мозговое вещество надпочечников вырабатывает гормоны адреналин и норадреналин.

Адреналин повышает частоту и силу сокращений сердца, тонус артериол, артериальное давление, стимулирует сокращение гладких мышц, т. е. адреналин влияет на работу всех внутренних органов. Он тормозит пищеварение при стрессе.  Действуя, на печень и скелетные мышцы, стимулирует распад гликогена. Влияет на распад липидов жировой ткани.

Норадреналин,  действуя на артериолы,  повышает тонус артериол и артериальное давление.

Количество этих гормонов контролируется нервной системой.

В стрессовой ситуации, напряженной физической и умственной работе выработка гормона адреналина увеличивается и усиливается деятельность симпатического отдела нервной системы.

ПАРАЩИТОВИДНАЯ   ЖЕЛЕЗА

   Две пары мелких желез располагаются на задней поверхности долей щитовидной железы. Железы образованы клетками паратироцитами. Они продуцируют паратгормон, регулирующий уровень кальция и опосредовано фосфора в крови. Тем самым, оказывая влияние на возбудимость нервной и мышечной систем.

После удаления паращитовидных желез уровень кальция в крови снижается, а уровень фосфора повышается. Гормон действует на кости, вызывая усиление функции остеокластов, которые производят деминерализацию костной ткани, выделение кальция в кровь, тем самым поддерживается определенный уровень кальция в крови. Избыток фосфора, также выделяющийся при этом из кости, удаляется почками.

-Ребята,  какой гормон является антагонистом, т.е. противоположного действия для паратгормона?

(тиреокальцитонин, вырабатываемый щитовидной железой).

 Теперь вы  наверное догадались какое заболевание описано в рассказе И.С.Тургенева?

Бронзовая болезнь.

3.Закрепление новой темы.

А теперь решите биологические задачи.

Задача №1.

По поведению больных определите, у кого щитовидная железа вырабатывает мало гормона, у кого – избыток.

А.Больной возбудим, страдает бессонницей, суетлив, эмоционально не уравновешен.

(ответ: Базедова болезнь, вызванная гиперфункцией щитовидной железы)

Б.Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устаёт.

(ответ: Микседема (слизистый отёк), вызванная гипофункцией щитовидной железы).

Ещё по одной задаче  команды получают с карточкой-заданием

— Теперь попробуйте сделать выводы о работе и значении желез внутренней секреции.

1.Действие гормонов на органы

2.Действие гормонов на клетки-мишени

3.Активность гормонов

4.Роль гормонов в гомеостазе

Примерные ответы учащихся:

1.Действие гормонов носит дистантный характер, органы, на которые действуют гормоны расположены далеко от железы.

2.Действие гормонов строго специфично. Некоторые гормоны действуют лишь на определенные клетки-мишени.

3.Гормоны обладают высокой биологической активностью.

4.Гормоны участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма.

-Какие же основные функции гормонов можно выделить?

 Три основные функции гормонов:

    !                        !                          !

обеспечение     обеспечение     обеспечение

роста и раз-      адаптации          гомеостаза

вития орга-       организма

низма                 к постоянно

                           меняющимся

                           условиям среды

  Подведение итогов.

Ребята, оцените свою работу на уроке.

Посовещайтесь и поставьте оценки за урок участникам своих команд.

Прокомментируйте ваше мнение.

Учащиеся совещаются в командах и высказывают своё мнение.

5.Домашнее задание: параграф 59 учебника. Сообщения по теме (по желанию).

Устно ответить на вопросы к параграфу 59.

Источник