При сравнительном исследовании клеток поджелудочный железы и скелетной мышцы
Эндокринная система
1. Каково биологическое значение вилочковой железы (тимуса)?1. в тимусе образуются и дифференцируются лимфоциты: В и Т-лимфоциты, которые синтезируют антитела и антитоксины 2. В-лимфоциты вырабатывают антитела 3. Т-лимфоциты делятся на: хелперов (стимулируют реакции иммунитета), супрессоров (блокируют чрезмерные реакции В-лимфоцитов), киллеров (убивают опухолевые клетки)
2. Какие нарушения щитовидной железы вы знаете? С какой целью в магазинах продают йодированную соль?1. щитовидная железа вырабатывает гормон тироксин, регулирующий обмен веществ (особенно энергетический), физическое и психическое развитие 2. гиперфункция – базедова болезнь: выпученность глаз, ускорение окислительно-восстановительных процессов, повышенные давление и температура, раздражительность, дрожание рук ит. д.; гипофункция – микседема или слизистый отек (у взрослых людей) с симптомами, прямо противоположными базедовой болезни ; кретинизм (у детей)- нарушение ростового и умственного развития 3. в состав тироксина входит йод и в тех районах, где наблюдается нехватка в продуктах питания и питьевой воде йода, с целью профилактики эндемического зоба (увеличение щитовидной железы) в магазинах продают йодированную соль
3. Докажите, что поджелудочная железа является смешанной железой?1. поджелудочная железа – железа смешанной секреции 2. внешнесекреторная функция – выработка поджелудочного (панкреатического) сока, содержащего ферменты ; сок выделяется в полость двенадцатиперстной кишки 3. внутрисекреторная часть представлена островками Лангерганса, которые вырабатывают гормоны, регулирующие углеводный обмен: инсулин понижает уровень глюкозы в крови, глюкагон – повышает
4. Объясните, как регулируется уровень глюкозы в крови. 1. уровень глюкозы в крови регулируется гормонами поджелудочной железы 2. гормон инсулин уменьшает уровень глюкозы путем перевода ее в гликоген, который запасается в печени и мышцах 3. гормон глюкагон увеличивает: способствует расщеплению гликогена и превращению его в глюкозу
5.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.1. Железы внутренней секреции имеют протоки, по которым секрет поступает в кровь. 2. Эти железы выделяют биологически активныерегуляторные вещества – гормоны. 3. Все гормоны по химической природеявляются белками. 4. Гормон поджелудочной железы – инсулин. 5. Он регулирует содержание глюкозы в крови. 6. При его недостатке концентрация глюкозы в крови уменьшается.Ошибки допущены в предложениях:1) 1 – железы внутренней секреции не имеют протоков, а выделяют секрет непосредственно в кровь;2) 3 – гормоны могут быть не только белками, но и другими веществами;3) 6 – при недостатке инсулина концентрация глюкозы в крови повышается
6.Почему регуляция функций организма названа нейрогуморальной? Как она осуществляется?1) В регуляции деятельности организма человека участвуют две взаимосвязанные системы — нервная и эндокринная.2) Нервная система обеспечивает рефлекторную деятельность организма, проводя нервные импульсы от рецепторов к ЦНС и от ЦНС к органам.3) Гуморальная регуляция основана на действии гормонов, выделение которых в кровь контролируется нервной системой.
7.Чем отличаются гормоны от других биологически активных веществ?1) Действие гормонов носит дистантный характер — как правило, они действуют на удаленный от железы орган или систему органов.2) Действие гормонов строго специфично — они действуют на определенные клетки и органы — мишени.3) Гормоны — биологически активные вещества, синтезируемые в организме и действующие только в живых организмах.
8.При сравнительном исследовании клеток поджелудочной железы и скелетной мышцы было обнаружено различие в процентном содержании структур аппарата Гольджи. Объясните эти различия исходя из его функции. 1) аппаратГольджи накапливает синтезированные в клетке продукты, упаковывает их и обеспечивает выведение; 2) в клетках поджелудочной железы, в отличие от клеток скелетной мышцы, синтезируются и выделяются пищеварительный сок и гормоны, поэтому в них процентное содержание аппарата Гольджи выше.
9.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.1. Надпочечники являются парными железами. 2. Надпочечники состоят из мозгового и коркового вещества. 3. Адреналин и тироксин являются гормонами надпочечников. 4. При повышении содержания адреналина в крови увеличивается просвет кровеносных сосудов кожи. 5. Тироксин уменьшает содержание сахара в крови. 6. При повышенном содержании адреналина в крови увеличивается частота сердечных сокращений.Ошибки допущены в предложениях:3 — тироксин не является гормоном надпочечников;4 — при повышенном содержании адреналина в крови просвет кровеносных сосудов кожи сужается;5 — тироксин регулирует обмен веществ, но не влияет на содержание глюкозы в крови.
10.С какой целью поваренную соль обогащают йодом?1.йод необходим для образования гормона щитовидной железы (тироксин) 2.при недостатке йода в пище уменьшается выработка гомона, замедляются прпоцессы обмена веществ, развиваются заболевания щитовидной железы
11. Наследственное заболевание сахарный диабет (вызывается рецессивной мутацией) характеризуется повышением концентрации сахара в крови вследствие отсутствия инсулина. Человек может передавать этот аллель своим потомкам. Какие методы изучения наследственности человека позволили выявить причины этой болезни и характер наследования признака1) биохимический метод позволил определить нарушение выработки инсулина и повышение сахара в крови; 2) генеалогический метод позволил определить наследственный характер заболевания
12) Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. При недостатке поступления в организм человека йода нарушается синтез тироксина. 2. Недостаточное количество тироксина в крови снижает интенсивность обмена веществ, замедляет ритм сердечных сокращений. 3. В детском возрасте недостаток тироксина приводит к быстрому росту ребёнка. 4. При избыточной секреции щитовидной железы ослабляется возбудимость нервной системы. 5. Функции щитовидной железы регулируются корой больших полушарий.
ошибки допущены в предложениях:
1) 3 – недостаток тироксина приводит к задержке роста (карликовость);
2) 4 – при избыточной секреции гормона щитовидной железы усиливается возбудимость нервной системы;
3) 5 – функции щитовидной железы регулируются гипофизом
13. Почему инсулин вводят только в виде инъекций, а не таблеток.
1. при инъекции препарат быстро попадает в кровь, не изменяясь, оказывает свое действие
2. в пищеварительной системе человека инсулин будучи белком легко расщепляется на мономеры (аминокислоты) под действием ферментов и теряет свое действие.
14.Чем характеризуется гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека? Приведите не менее трёх признаков.
1) Осуществляется через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость, полость рта) с помощью гормонов, выделяемых клетками, органами, тканями;
2) Её действие наступает через некоторое время (около 30 секунд), потому что вещества передвигаются вместе с кровью;
3) Подчинена нервной регуляции и составляет совместно с ней единую систему нейрогуморальной регуляции.
15.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. При недостатке поступления в организм человека йода нарушается синтез тироксина. 2. Недостаточное количество тироксина в крови снижает интенсивность обмена веществ, замедляет ритм сердечных сокращений. 3. В детском возрасте недостаток тироксина приводит к быстрому росту ребёнка. 4. При избыточной секреции щитовидной железы ослабляется возбудимость нервной системы. 5. Функции щитовидной железы регулируются корой больших полушарий.
Элементы ответа:
ошибки допущены в предложениях:
1) 3 – недостаток тироксина приводит к задержке роста (карликовость);
2) 4 – при избыточной секреции гормона щитовидной железы усиливается возбудимость нервной системы;
3) 5 – функции щитовидной железы регулируются гипофизом
Источник
СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ. ЧАСТЬ С. 11 КЛАСС.
С1. Какова роль хемосинтезирующих бактерий в экосистемах?
Ответ:
1) Образуют органические вещества из неорганических;
2) Они относят к продуцентам и в экосистемах составляют первое звено в цепи питания.
С1. Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните.
Ответ:
1) быстрее прокиснет свеженадоенное молоко, так как в нем имеются бактерии, вызывающие сбраживание продукта;
2) при стерилизации молока клетки и споры молочно-кислых бактерий погибают и молоко сохраняется дольше.
С1.К какой систематической группе относятся бактериофаги? В чем состоит особенность их обмена веществ?
Ответ:
1) бактериофаги относятся к группе вирусов, неклеточным формам жизни;
2) они не имеют собственного обмена веществ и могут функционировать только внутри клеток бактерий, являясь их паразитами.
С1. В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?
Ответ:
1) бактерии-гетеротрофы – редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;
2) бактерии-автотрофы – продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота.
С2. Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.
Ответ:
1) А – прокариотическая, Б – эукариотическая клетка;
2) клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, ее наследственный материал представлен кольцевой хромосомой;
3) клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и органоиды.
С3.Чем бактерии отличаются от организмов других царств живой природы? Укажите не менее 3-х отличий.
Ответ:
1) отсутствует оформленное ядро, ядерная оболочка;
2) отсутствует ряд органоидов: митохондрии, ЭПС, аппарат Гольджи…
3) имеют одну кольцевую хромосому.
С3. Какое значение в природе имеют бактерии? Укажите не менее 4-х значений.
Ответ:
1) участвуют в круговороте веществ, выполняя роль всех функциональных групп (продуцентов, консументов и редуцентов);
2) участвуют в почвообразовании и поддержании плодородия почвы;
3) являются возбудителями болезней растений и животных;
4) вступают в симбиоз.
С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. Клеточные организмы делят на 2 группы: прокариоты и эукариоты.
2. Прокариоты – доядерные организмы . 3. К прокариотам относят одноклеточные организмы: бактерии, водоросли, простейшие. 4. К эукариотам относят только многоклеточные организмы. 5. Прокариоты получают энергию для жизнедеятельности в процессе окисления органических веществ в митохондриях. 6. Группа прокариот (Цианобактерии) используют солнечную энергию в процессе фотосинтеза для образования органических веществ из неорганических.
Ответ:
1) 3 – к прокариотам относят бактерии, но не относят водоросли и простейших;
2) 4 – к эукариотам относят все ядерные организмы, как одноклеточные, так и многоклеточные;
3) 5 – у прокариот нет митохондрий, поэтому у них процесс окисления органических веществ проходит на мембранных складках, расположенных в цитоплазме.
С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. У бактерий, как и у всех живых организмов, происходит обмен веществ и превращение энергии. 2. По способу питания их делят на автотрофов и гетеротрофов. 3. Хемотрофные бактерии, синтезируя органические вещества из неорганических, используют энергию солнца. 4. Фотосинтез в автотрофных бактериях протекает в хлоропластах, как у растений. 5. Все бактерии дышат кислородом.
Ответ:
1) 3 – хемотрофы, которые используют не световую энергию, а энергию химических связей;
2) 4 – в клетках автотрофных бактерий отсутствуют хлоропласты;
3) 5 – анаэробные бактерии не используют кислород для дыхания.
С2. Назовите объект, изображенный на рисунке. В чём проявляются особенности его строения и жизнедеятельности?
C 2 № 15980. Запишите названия частей животной клетки, указанных на схеме. В ответе укажите номер части и её название, схему клетки перерисовывать не нужно.
1. пищеварительная вакуоль
2. цитоскелет ИЛИ микротрубочки ИЛИ микрофиламенты
3. мембрана
4. шероховатая ЭПС ИЛИ гранулярная ЭПС
5. гладкая ЭПС
6. лизосома
7. комплекс Гольджи
8. рибосома
9. митохондрия
10. хроматин ИЛИ хромосома
11. ядро ИЛИ ядерный сок ИЛИ ядерный матрикс
12. ядрышко
C 2 № 16030. Запишите названия частей растительной клетки, указанных на схеме. В ответе укажите номер части и её название, схему клетки перерисовывать не нужно.
1. хроматин ИЛИ хромосома
2. ядро ИЛИ ядерный матрикс ИЛИ ядерный сок
3. ядрышко
4. гладкая ЭПС
5. митохондрия
6. оболочка ИЛИ клеточная стенка
7. тонопласт ИЛИ центральная вакуоль
8. цитоскелет ИЛИ микротрубочки ИЛИ микрофиламенты
9. диктиосома (аппарат Гольджи)
10. плазмодесма
11. шероховатая ЭПС ИЛИ гранулярная ЭПС
12. тиллакоиды ИЛИ граны
13. строма
14. хлоропласт
15. мембрана
С3. Назовите не менее 3-х отличий в строении клеток прокариот и эукариот.
Ответ:
в клетках прокариот
1) ядерное вещество не отделено от цитоплазмы оболочкой;
2) одна кольцевая молекула ДНК – нуклеоид;
3) отсутствует большинство органоидов, кроме рибосом.
С4. Каковы доказательства единства органического мира? Приведите не менее 4-х доказательств.
Ответ:
1) клетка – единица строения и жизнедеятельности всех организмов;
2) сходство химического состава клеток;
3) развитие организмов из одной клетки;
4) универсальность генетического кода, принципа хранения и реализации наследственной информации.
C4. Почему клетку считают структурной и функциональной единицей живого?
Ответ:
1) Живые системы состоят из клеток.
2) Клетка может быть частью многоклеточного организма или самостоятельным организмом.
3) Живые системы развиваются из одной клетки.
C4. Докажите, что клетка является открытой системой.
Ответ:
1) Клетка участвует в постоянном обмене веществ и энергии с окружающей средой.
2) Клетка отвечает на сигналы внешней среды и возвращается к исходному состоянию. Ее реакции обратимы.
3) Клетка способна к регуляции своего химического состава.
С3. Раскройте не менее 3-х функций белков, расположенных в плазматических мембранах клетки.
Ответ:
1) строительная – входят в состав мембран;
2) транспортная – переносят молекулы и ионы через мембрану;
3) ферментативная – располагаются на мембране и ускоряют реакции обмена веществ.
C 2 № 14141. Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с бактерией на рисунке А?
1) А — фагоцитоз (захват твердых частиц);
Б — пиноцитоз (захват капель жидкости);
2) Участвует – клеточная (плазматическая) мембрана;
3) Образовался фагоцитарный пузырек, который соединившись с лизосомой образует пищеварительную вакуоль — бактерия переварится (лизис — подвергнется расщеплению) — образовавшиеся мономеры поступят в цитоплазму.
C4. Какими путями вещества поступают в клетку? Каков механизм их поступления?
Ответ:
1) Фагоцитоз — поглощение, захватывание твердых частиц клеточной мембраной и последующее их переваривание.
2) Пиноцитоз — поглощение жидкостей клеточной мембраной;
3) Диффузия и осмос процессы поступления веществ из области с большей концентрацией, в область с меньшей концентрацией. Частным случаем осмоса является проникновение веществ через полупроницаемую мембрану.
4) Активный транспорт — перенос веществ против градиента концентрации, происходящий с затратами энергии.
С3. По каким признакам можно отличить растительную клетку от животной? Укажите не менее 3-х признаков.
Ответ:
1) имеет плотную клеточную стенку из целлюлозы;
2) содержит хлоропласты;
3) содержит одну или несколько вакуолей с клеточным соком.
C4. Каким образом происходит формирование рибосом в клетках эукариот?
Ответ:
1) В клетках эукариот рибосомы формируются в ядрышке.
2) На ДНК синтезируется р-РНК, к которой затем присоединяются белки.
3) Субчастицы рибосомы выходят из ядра в цитоплазму, и здесь завершается формирование полноценных рибосом.
C4. Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации?
Ответ:
1) Содержат ДНК, в которой закодирована наследственная информация,
2) способны самоудваиваться за счёт репликации ДНК,
3) способны равномерно распределяться между дочерними клетками, обеспечивая преемственность признаков.
С1.При сравнительном исследовании клеток поджелудочной железы и скелетной мышцы было обнаружено различие в процентном содержании структур аппарата Гольджи. Объясните эти различия исходя из его функции.
1) аппарата Гольджи больше в клетках поджелудочной железы;
2) в поджелудочной железы образуются ферменты, которые накапливаются в аппарате Гольджи, из него выводятся в протоки и используются в пищеварении
С2. Назовите органоид растительной клетки, изображенный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1-3, и их функции.
Ответ:
1) изображенный органоид – хлоропласт;
2) 1 – тилакоиды граны, участвуют в фотосинтезе;
3) 2 – ДНК, 3 – рибосомы, участвуют в синтезе собственных белков хлоропласта.
C2. Какой органоид изображён на схеме? Какие его части отмечены цифрами 1, 2 и 3? Какой процесс происходит в этом органоиде?
Ответ:
1) Митохондрия.
2) 1 — внешняя мембрана, 2 — матрикс митохондрии, 3 — кристы, внутренняя мембрана.
3) Здесь идет энергетический процесс с образованием молекул АТФ.
С3. Какую роль в организме человека играют митохондрии? Какая ткань – мышечная или соединительная – содержит больше митохондрий? Объясните, почему.
Ответ:
1) митохондрии – органоиды клетки, в которых происходит внутриклеточное окончательное окисление (дыхание);
2) образуется АТФ – универсальный источник энергии в клетке;
3) мышечная ткань содержит больше митохондрия, так как для сокращения мышц требуется большое количество энергии.
C4. Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе — 7,9%, в печени — 18,4%, в сердце — 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?
Ответ:
1) Митохондрии являются энергетическими станциями клетки, в них синтезируются и накапливаются молекулы АТФ;
2) для интенсивной работы сердечной мышцы необходимо много энергии, поэтому содержание митохондрий в ее клетках наиболее высокое;
3) в печени количество митохондрий по сравнению с поджелудочной железой выше, так как в ней идет более интенсивный обмен веществ.
C4. Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках (надпочечников, слюнных желез, поджелудочной железы). Объясните этот факт, используя знания о функциях этого органоида в клетке.
Ответ:
1) В клетках желез синтезируются ферменты, которые накапливаются в полостях аппарата Гольджи;
2) в аппарате Гольджи ферменты упаковываются в виде пузырьков;
3) из аппарата Гольджи ферменты выносятся в проток желез.
C4. Какие черты сходства митохондрий с прокариотами позволили выдвинуть симбиотическую теорию происхождения эукариотической клетки?
Ответ:
1) Имеют две полностью замкнутые мембраны. При этом внешняя сходна с мембранами вакуолей, внутренняя — бактерий.
2) Размножаются бинарным делением (причем делятся иногда независимо от деления клетки).
3) Генетический материал — кольцевая ДНК, не связанная с гистонами, имеют свой аппарат синтеза белка — рибосомы и др. Рибосомы прокариотического типа.
C4. Почему митохондрии, хлоропласты и другие органоиды клетки нельзя считать структурно-функциональной единицей живого?
Ответ:
1) Обмен веществ и превращение энергии — основа жизни в обмене веществ участвуют все органоиды.
2) Отдельный органоид не обеспечивает всего обмена веществ.
3) Органоид нельзя считать единицей живого.
C4. Почему митохондрии называют «силовыми станциями» клеток?
Ответ:
1) В процессе окисления органических веществ в митохондриях освобождается энергия.
2) Эта энергия используется на синтез АТФ и запасается в них.
3) Энергия АТФ используется на все жизненные процессы.
С1. В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?
Ответ:
1) первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот;
2) матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
0.028 с.
Источник