При сравнительном исследовании клеток поджелудочный железы и скелетной мышцы

Эндокринная система

1. Каково биологическое значение вилочковой железы (тимуса)?1. в тимусе образуются и дифференцируются лимфоциты: В и Т-лимфоциты, которые синтезируют антитела и антитоксины 2. В-лимфоциты вырабатывают антитела 3. Т-лимфоциты делятся на: хелперов (стимулируют реакции иммунитета), супрессоров (блокируют чрезмерные реакции В-лимфоцитов), киллеров (убивают опухолевые клетки)

2. Какие нарушения щитовидной железы вы знаете? С какой целью в магазинах продают йодированную соль?1. щитовидная железа вырабатывает гормон тироксин, регулирующий обмен веществ (особенно энергетический), физическое и психическое развитие 2. гиперфункция – базедова болезнь: выпученность глаз, ускорение окислительно-восстановительных процессов, повышенные давление и температура, раздражительность, дрожание рук ит. д.; гипофункция – микседема или слизистый отек (у взрослых людей) с симптомами, прямо противоположными базедовой болезни ; кретинизм (у детей)- нарушение ростового и умственного развития 3. в состав тироксина входит йод и в тех районах, где наблюдается нехватка в продуктах питания и питьевой воде йода, с целью профилактики эндемического зоба (увеличение щитовидной железы) в магазинах продают йодированную соль

3. Докажите, что поджелудочная железа является смешанной железой?1. поджелудочная железа – железа смешанной секреции 2. внешнесекреторная функция – выработка поджелудочного (панкреатического) сока, содержащего ферменты ; сок выделяется в полость двенадцатиперстной кишки 3. внутрисекреторная часть представлена островками Лангерганса, которые вырабатывают гормоны, регулирующие углеводный обмен: инсулин понижает уровень глюкозы в крови, глюкагон – повышает

4. Объясните, как регулируется уровень глюкозы в крови. 1. уровень глюкозы в крови регулируется гормонами поджелудочной железы 2. гормон инсулин уменьшает уровень глюкозы путем перевода ее в гликоген, который запасается в печени и мышцах 3. гормон глюкагон увеличивает: способствует расщеплению гликогена и превращению его в глюкозу

5.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.1. Железы внутренней секреции имеют протоки, по которым секрет поступает в кровь. 2. Эти железы выделяют биологически активныерегуляторные вещества – гормоны. 3. Все гормоны по химической природеявляются белками. 4. Гормон поджелудочной железы – инсулин. 5. Он регулирует содержание глюкозы в крови. 6. При его недостатке концентрация глюкозы в крови уменьшается.Ошибки допущены в предложениях:1) 1 – железы внутренней секреции не имеют протоков, а выделяют секрет непосредственно в кровь;2) 3 – гормоны могут быть не только белками, но и другими веществами;3) 6 – при недостатке инсулина концентрация глюкозы в крови повышается

6.Почему регуляция функций организма названа нейрогуморальной? Как она осуществляется?1) В регуляции деятельности организма человека участвуют две взаимосвязанные системы — нервная и эндокринная.2) Нервная система обеспечивает рефлекторную деятельность организма, проводя нервные импульсы от рецепторов к ЦНС и от ЦНС к органам.3) Гуморальная регуляция основана на действии гормонов, выделение которых в кровь контролируется нервной системой.

7.Чем отличаются гормоны от других биологически активных веществ?1) Действие гормонов носит дистантный характер — как правило, они действуют на удаленный от железы орган или систему органов.2) Действие гормонов строго специфично — они действуют на определенные клетки и органы — мишени.3) Гормоны — биологически активные вещества, синтезируемые в организме и действующие только в живых организмах.

8.При сравнительном исследовании клеток поджелудочной железы и скелетной мышцы было обнаружено различие в процентном содержании структур аппарата Гольджи. Объясните эти различия исходя из его функции. 1) аппаратГольджи накапливает синтезированные в клетке продукты, упаковывает их и обеспечивает выведение; 2) в клетках поджелудочной железы, в отличие от клеток скелетной мышцы, синтезируются и выделяются пищеварительный сок и гормоны, поэтому в них процентное содержание аппарата Гольджи выше.

9.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.1. Надпочечники являются парными железами. 2. Надпочечники состоят из мозгового и коркового вещества. 3. Адреналин и тироксин являются гормонами надпочечников. 4. При повышении содержания адреналина в крови увеличивается просвет кровеносных сосудов кожи. 5. Тироксин уменьшает содержание сахара в крови. 6. При повышенном содержании адреналина в крови увеличивается частота сердечных сокращений.Ошибки допущены в предложениях:3 — тироксин не является гормоном надпочечников;4 — при повышенном содержании адреналина в крови просвет кровеносных сосудов кожи сужается;5 — тироксин регулирует обмен веществ, но не влияет на содержание глюкозы в крови.

10.С какой целью поваренную соль обогащают йодом?1.йод необходим для образования гормона щитовидной железы (тироксин) 2.при недостатке йода в пище уменьшается выработка гомона, замедляются прпоцессы обмена веществ, развиваются заболевания щитовидной железы

11. Наследственное заболевание сахарный диабет (вызывается рецессивной мутацией) характеризуется повышением концентрации сахара в крови вследствие отсутствия инсулина. Человек может передавать этот аллель своим потомкам. Какие методы изучения наследственности человека позволили выявить причины этой болезни и характер наследования признака1) биохимический метод позволил определить нарушение выработки инсулина и повышение сахара в крови; 2) генеалогический метод позволил определить наследственный характер заболевания

Читайте также:  Поджелудочная железа лечение отвар

12) Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. При недостатке поступления в организм человека йода нарушается синтез тироксина. 2. Недостаточное количество тироксина в крови снижает интенсивность обмена веществ, замедляет ритм сердечных сокращений. 3. В детском возрасте недостаток тироксина приводит к быстрому росту ребёнка. 4. При избыточной секреции щитовидной железы ослабляется возбудимость нервной системы. 5. Функции щитовидной железы регулируются корой больших полушарий.

ошибки допущены в предложениях:

1) 3 – недостаток тироксина приводит к задержке роста (карликовость);

2) 4 – при избыточной секреции гормона щитовидной железы усиливается возбудимость нервной системы;

3) 5 – функции щитовидной железы регулируются гипофизом

13. Почему инсулин вводят только в виде инъекций, а не таблеток.

1. при инъекции препарат быстро попадает в кровь, не изменяясь, оказывает свое действие

2. в пищеварительной системе человека инсулин будучи белком легко расщепляется на мономеры (аминокислоты) под действием ферментов и теряет свое действие.

14.Чем характеризуется гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека? Приведите не менее трёх признаков.

1) Осуществляется через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость, полость рта) с помощью гормонов, выделяемых клетками, органами, тканями;

2) Её действие наступает через некоторое время (около 30 секунд), потому что вещества передвигаются вместе с кровью;

3) Подчинена нервной регуляции и составляет совместно с ней единую систему нейрогуморальной регуляции.

15.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. При недостатке поступления в организм человека йода нарушается синтез тироксина. 2. Недостаточное количество тироксина в крови снижает интенсивность обмена веществ, замедляет ритм сердечных сокращений. 3. В детском возрасте недостаток тироксина приводит к быстрому росту ребёнка. 4. При избыточной секреции щитовидной железы ослабляется возбудимость нервной системы. 5. Функции щитовидной железы регулируются корой больших полушарий.

Элементы ответа:

ошибки допущены в предложениях:

1) 3 – недостаток тироксина приводит к задержке роста (карликовость);

2) 4 – при избыточной секреции гормона щитовидной железы усиливается возбудимость нервной системы;

3) 5 – функции щитовидной железы регулируются гипофизом

Источник



СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ. ЧАСТЬ С. 11 КЛАСС.

С1. Какова роль хемосинтезирующих бактерий в экосистемах?
Ответ:

1) Образуют органические вещества из неорганических;

2) Они относят к продуцентам и в экосистемах составляют первое звено в цепи питания.

С1. Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните.

Ответ:

1) быстрее прокиснет свеженадоенное молоко, так как в нем имеются бактерии, вызывающие сбраживание продукта;

2) при стерилизации молока клетки и споры молочно-кислых бактерий погибают и молоко сохраняется дольше.

С1.К какой систематической группе относятся бактериофаги? В чем состоит особенность их обмена веществ?

Ответ:

1) бактериофаги относятся к группе вирусов, неклеточным формам жизни;

2) они не имеют собственного обмена веществ и могут функционировать только внутри клеток бактерий, являясь их паразитами.

С1. В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?

Ответ:

1) бактерии-гетеротрофы – редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;

2) бактерии-автотрофы – продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота.

С2. Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.

Ответ:

1) А – прокариотическая, Б – эукариотическая клетка;

2) клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, ее наследственный материал представлен кольцевой хромосомой;

3) клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и органоиды.

С3.Чем бактерии отличаются от организмов других царств живой природы? Укажите не менее 3-х отличий.

Ответ:

1) отсутствует оформленное ядро, ядерная оболочка;

2) отсутствует ряд органоидов: митохондрии, ЭПС, аппарат Гольджи…

3) имеют одну кольцевую хромосому.

С3. Какое значение в природе имеют бактерии? Укажите не менее 4-х значений.

Ответ:

1) участвуют в круговороте веществ, выполняя роль всех функциональных групп (продуцентов, консументов и редуцентов);

2) участвуют в почвообразовании и поддержании плодородия почвы;

3) являются возбудителями болезней растений и животных;

4) вступают в симбиоз.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. Клеточные организмы делят на 2 группы: прокариоты и эукариоты.

2. Прокариоты – доядерные организмы . 3. К прокариотам относят одноклеточные организмы: бактерии, водоросли, простейшие. 4. К эукариотам относят только многоклеточные организмы. 5. Прокариоты получают энергию для жизнедеятельности в процессе окисления органических веществ в митохондриях. 6. Группа прокариот (Цианобактерии) используют солнечную энергию в процессе фотосинтеза для образования органических веществ из неорганических.

Читайте также:  Диффузные изменения в печени селезенке и поджелудочной железе

Ответ:

1) 3 – к прокариотам относят бактерии, но не относят водоросли и простейших;

2) 4 – к эукариотам относят все ядерные организмы, как одноклеточные, так и многоклеточные;

3) 5 – у прокариот нет митохондрий, поэтому у них процесс окисления органических веществ проходит на мембранных складках, расположенных в цитоплазме.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. У бактерий, как и у всех живых организмов, происходит обмен веществ и превращение энергии. 2. По способу питания их делят на автотрофов и гетеротрофов. 3. Хемотрофные бактерии, синтезируя органические вещества из неорганических, используют энергию солнца. 4. Фотосинтез в автотрофных бактериях протекает в хлоропластах, как у растений. 5. Все бактерии дышат кислородом.

Ответ:

1) 3 – хемотрофы, которые используют не световую энергию, а энергию химических связей;

2) 4 – в клетках автотрофных бактерий отсутствуют хлоропласты;

3) 5 – анаэробные бактерии не используют кислород для дыхания.

С2. Назовите объект, изображенный на рисунке. В чём проявляются особенности его строения и жизнедеятельности?

C 2 № 15980. За­пи­ши­те на­зва­ния ча­стей жи­вот­ной клет­ки, ука­зан­ных на схеме. В от­ве­те ука­жи­те номер части и её на­зва­ние, схему клет­ки пе­ре­ри­со­вы­вать не нужно.

1. пи­ще­ва­ри­тель­ная ва­ку­оль

2. ци­тос­ке­лет ИЛИ мик­ро­тру­боч­ки ИЛИ мик­ро­фи­ла­мен­ты

3. мем­бра­на

4. ше­ро­хо­ва­тая ЭПС ИЛИ гра­ну­ляр­ная ЭПС

5. глад­кая ЭПС

6. ли­зо­со­ма

7. комплекс Гольджи

8. ри­бо­со­ма

9. ми­то­хон­дрия

10. хро­ма­тин ИЛИ хро­мо­со­ма

11. ядро ИЛИ ядер­ный сок ИЛИ ядер­ный мат­рикс

12. яд­рыш­ко

C 2 № 16030. За­пи­ши­те на­зва­ния ча­стей рас­ти­тель­ной клет­ки, ука­зан­ных на схеме. В от­ве­те ука­жи­те номер части и её на­зва­ние, схему клет­ки пе­ре­ри­со­вы­вать не нужно.

1. хро­ма­тин ИЛИ хро­мо­со­ма

2. ядро ИЛИ ядер­ный мат­рикс ИЛИ ядер­ный сок

3. яд­рыш­ко

4. глад­кая ЭПС

5. ми­то­хон­дрия

6. обо­лоч­ка ИЛИ кле­точ­ная стен­ка

7. то­но­пласт ИЛИ цен­траль­ная ва­ку­оль

8. ци­тос­ке­лет ИЛИ мик­ро­тру­боч­ки ИЛИ мик­ро­фи­ла­мен­ты

9. дик­тио­со­ма (аппарат Гольджи)

10. плаз­мо­де­сма

11. ше­ро­хо­ва­тая ЭПС ИЛИ гра­ну­ляр­ная ЭПС

12. тил­ла­ко­и­ды ИЛИ граны

13. стро­ма

14. хло­ро­пласт

15. мем­бра­на

С3. Назовите не менее 3-х отличий в строении клеток прокариот и эукариот.

Ответ:

в клетках прокариот

1) ядерное вещество не отделено от цитоплазмы оболочкой;

2) одна кольцевая молекула ДНК – нуклеоид;

3) отсутствует большинство органоидов, кроме рибосом.

С4. Каковы доказательства единства органического мира? Приведите не менее 4-х доказательств.

Ответ:

1) клетка – единица строения и жизнедеятельности всех организмов;

2) сходство химического состава клеток;

3) развитие организмов из одной клетки;

4) универсальность генетического кода, принципа хранения и реализации наследственной информации.

C4. Почему клетку считают структурной и функциональной единицей живого?

Ответ:

1) Живые системы состоят из клеток.
2) Клетка может быть частью многоклеточного организма или самостоятельным организмом.
3) Живые системы развиваются из одной клетки.

C4. Докажите, что клетка является открытой системой.

Ответ:

1) Клетка участвует в постоянном обмене веществ и энергии с окружающей средой.
2) Клетка отвечает на сигналы внешней среды и возвращается к исходному состоянию. Ее реакции обратимы.
3) Клетка способна к регуляции своего химического состава.

С3. Раскройте не менее 3-х функций белков, расположенных в плазматических мембранах клетки.

Ответ:

1) строительная – входят в состав мембран;

2) транспортная – переносят молекулы и ионы через мембрану;

3) ферментативная – располагаются на мембране и ускоряют реакции обмена веществ.

C 2 № 14141. Какие про­цес­сы изоб­ра­же­ны на ри­сун­ках А и Б? На­зо­ви­те струк­ту­ру клет­ки, участ­ву­ю­щую в этих про­цес­сах. Какие пре­об­ра­зо­ва­ния далее про­изой­дут с бак­те­ри­ей на ри­сун­ке А?

1) А — фа­го­ци­тоз (за­хват твер­дых ча­стиц);

Б — пи­но­ци­тоз (за­хват ка­пель жид­ко­сти);

2) Участ­ву­ет – кле­точ­ная (плаз­ма­ти­че­ская) мем­бра­на;

3) Об­ра­зо­вал­ся фа­го­ци­тар­ный пу­зы­рек, ко­то­рый со­еди­нив­шись с ли­зо­со­мой об­ра­зу­ет пи­ще­ва­ри­тель­ную ва­ку­оль — бак­те­рия пе­ре­ва­рит­ся (лизис — под­верг­нет­ся рас­щеп­ле­нию) — об­ра­зо­вав­ши­е­ся мо­но­ме­ры по­сту­пят в ци­то­плаз­му.

C4. Какими путями вещества поступают в клетку? Каков механизм их поступления?

Ответ:

1) Фагоцитоз — поглощение, захватывание твердых частиц клеточной мембраной и последующее их переваривание.
2) Пиноцитоз — поглощение жидкостей клеточной мембраной;
3) Диффузия и осмос процессы поступления веществ из области с большей концентрацией, в область с меньшей концентрацией. Частным случаем осмоса является проникновение веществ через полупроницаемую мембрану.
4) Активный транспорт — перенос веществ против градиента концентрации, происходящий с затратами энергии.

Читайте также:  Поджелудочная железа воспаление чем лечить

С3. По каким признакам можно отличить растительную клетку от животной? Укажите не менее 3-х признаков.

Ответ:

1) имеет плотную клеточную стенку из целлюлозы;

2) содержит хлоропласты;

3) содержит одну или несколько вакуолей с клеточным соком.

C4. Каким образом происходит формирование рибосом в клетках эукариот?

Ответ:

1) В клетках эукариот рибосомы формируются в ядрышке.
2) На ДНК синтезируется р-РНК, к которой затем присоединяются белки.
3) Субчастицы рибосомы выходят из ядра в цитоплазму, и здесь завершается формирование полноценных рибосом.

C4. Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации?

Ответ:

1) Содержат ДНК, в которой закодирована наследственная информация,
2) способны самоудваиваться за счёт репликации ДНК,
3) способны равномерно распределяться между дочерними клетками, обеспечивая преемственность признаков.

С1.При сравнительном исследовании клеток поджелудочной железы и скелетной мышцы было обнаружено различие в процентном содержании структур аппарата Гольджи. Объясните эти различия исходя из его функции.

1) аппарата Гольджи больше в клетках поджелудочной железы;

2) в поджелудочной железы образуются ферменты, которые накапливаются в аппарате Гольджи, из него выводятся в протоки и используются в пищеварении

С2. Назовите органоид растительной клетки, изображенный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1-3, и их функции.

Ответ:

1) изображенный органоид – хлоропласт;

2) 1 – тилакоиды граны, участвуют в фотосинтезе;

3) 2 – ДНК, 3 – рибосомы, участвуют в синтезе собственных белков хлоропласта.

C2. Какой органоид изображён на схеме? Какие его части отмечены цифрами 1, 2 и 3? Какой процесс происходит в этом органоиде?

Ответ:

1) Митохондрия.
2) 1 — внешняя мембрана, 2 — матрикс митохондрии, 3 — кристы, внутренняя мембрана.
3) Здесь идет энергетический процесс с образованием молекул АТФ.

С3. Какую роль в организме человека играют митохондрии? Какая ткань – мышечная или соединительная – содержит больше митохондрий? Объясните, почему.

Ответ:

1) митохондрии – органоиды клетки, в которых происходит внутриклеточное окончательное окисление (дыхание);

2) образуется АТФ – универсальный источник энергии в клетке;

3) мышечная ткань содержит больше митохондрия, так как для сокращения мышц требуется большое количество энергии.

C4. Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе — 7,9%, в печени — 18,4%, в сердце — 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?

Ответ:

1) Митохондрии являются энергетическими станциями клетки, в них синтезируются и накапливаются молекулы АТФ;
2) для интенсивной работы сердечной мышцы необходимо много энергии, поэтому содержание митохондрий в ее клетках наиболее высокое;
3) в печени количество митохондрий по сравнению с поджелудочной железой выше, так как в ней идет более интенсивный обмен веществ.

C4. Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках (надпочечников, слюнных желез, поджелудочной железы). Объясните этот факт, используя знания о функциях этого органоида в клетке.

Ответ:

1) В клетках желез синтезируются ферменты, которые накапливаются в полостях аппарата Гольджи;
2) в аппарате Гольджи ферменты упаковываются в виде пузырьков;
3) из аппарата Гольджи ферменты выносятся в проток желез.

C4. Какие черты сходства митохондрий с прокариотами позволили выдвинуть симбиотическую теорию происхождения эукариотической клетки?

Ответ:

1) Имеют две полностью замкнутые мембраны. При этом внешняя сходна с мембранами вакуолей, внутренняя — бактерий.
2) Размножаются бинарным делением (причем делятся иногда независимо от деления клетки).
3) Генетический материал — кольцевая ДНК, не связанная с гистонами, имеют свой аппарат синтеза белка — рибосомы и др. Рибосомы прокариотического типа.

C4. Почему митохондрии, хлоропласты и другие органоиды клетки нельзя считать структурно-функциональной единицей живого?

Ответ:

1) Обмен веществ и превращение энергии — основа жизни в обмене веществ участвуют все органоиды.
2) Отдельный органоид не обеспечивает всего обмена веществ.
3) Органоид нельзя считать единицей живого.

C4. Почему митохондрии называют «силовыми станциями» клеток?

Ответ:

1) В процессе окисления органических веществ в митохондриях освобождается энергия.
2) Эта энергия используется на синтез АТФ и запасается в них.
3) Энергия АТФ используется на все жизненные процессы.

С1. В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?

Ответ:
1) первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот;
2) матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

0.028 с.

Источник