Развитие и возрастные особенности пищеварительной системы поджелудочной железы
Пищеварительная система начинает
развиваться на 3 неделе внутриутробной
жизни. В это время зародышевый листок
( энтодерма) свертывается в трубку,
образующую первичную кишку. Из энтодермы
дальше образуется эпителиальный покров
органов. Печень и поджелудочная железа
развивается из энтодермы. Ротовая
полость и её органы, а также заднепроходный
канал образуются в результате выпячивания
эктодермы со стороны головного конца
и со стороны хвостного конца. После
рождения ребенка органы пищеварительной
системы продолжают расти.
У новорожденного полость рта имеет
небольшие размеры. С 4 лет жировое тело
атрофируется, постепенно уменьшается
в размерах. Твердое небо- плоское, желез
мало. Выделение слюны происходит
рефлекторно. При воздействии пищи на
рецепторы, нервные импульсы от них
поступают в слюноотделительные центры
мозга, а из мозга к слюнным железам
направляются ответные реакции по
симпатическим и парасимпатическим
волокнам вегетативной системы. В
симпатических окончаниях высвобождается
норадреналин, под влиянием которого,
выделяется густая слюна, в парасимпатических
окончаниях освобождается ацетилхолин,
благодаря которому выделяется большое
количество жидкой слюны. Слюна выделяется
не только под воздействием пищи, но и
условно- рефлекторно.
Глоткау новорожденного короткая,
нижний край находится на уровне между
телами 3 и 4 шейных позвонков, к 11-12 годам-
на уровне 5-6 шейных позвонков, а в
подростковом возрасте- на уровне 6-8.
Пищеводчуть больше глотки. К 11-12
годам длина пищевода удваивается ( 20-
22 см), мышечная оболочка растет слабо,
до 12-15 лет она растет, в дальнейшем
изменяется мало.
Желудок— имеет веретенообразную
форму, к концу первого года жизни он
удлиняется, а в период от 7-11 лет приобретает
форму как у взрослого, желудок у
новорожденного вмещает 50 куб.см пищи,
к 4 годам увеличивается до 750 см.куб. К
концу 12 лет вместимость возрастает до
1300-1500 см.куб. У детей находящихся на
искусственном вскармливании, желудок
растянут. Мышечная облочка желудка
развита слабо.
Тонка кишка— имеет длину (1,2-2,8м). В
2-3 гнода она растет и имеет2,8м. як 10 годам
длина как у взрослого человека (5-6м)
Двенадцатиперстная кишка-у
новорожденного имеет кольцеобразную
форму. Интенсивный рост наблюдается в
первые года жизни.
Толстая кишка— короткая, около 6,5см,
гаустры и сальниковые отростки
отсутствуют. Первые появляются гаустры-
на 6 месяце, сальниковые отростки на 2
году жизни.
Тощая кишка— выражена слабо,
Многочисленные ворсинки уже имеются.
Мышечная оболочка развита слабо.
Вопрос 2. Строение органов выделения.
Оболочка,
которая покрывает почку снаружи,
называется фиброзной
капсулой.
На саггитальном разрезе можно увидеть
два различных слоя вещества. Тот, который
расположен ближе к поверхности, называется
корковым,
а вещество, занимающее центральное
положение – мозговое.
Они
имеют не только внешнее различие, но и
функциональное. Со стороны вогнутой
части располагаются ворота
почки и лоханка,
а также мочеточник.
Через
почечные ворота почка сообщается с
остальным организмом посредством
входящей почечной артерии и нервов, а
также выходящих лимфатических сосудов,
почечной вены и мочеточника.
Совокупность
этих сосудов называется почечной
ножкой.
Внутри почки различают почечные
доли. В
каждой почке имеется 5 штук. Почечные
доли отделены друг от друга кровеносными
сосудами.
Чтобы
достаточно ясно понимать выполняемые
функции почек, необходимо знать и их
микроскопическое
строение.
Главной структурно-функциональной
единицей почек является нефрон.
Количество
нефронов
в почке достигает 1 млн. Нефрон состоит
из почечного
тельца,
которое расположено в корковом веществе,
и системы
канальцев,
которые в конечном итоге впадают в
собирательную трубку.
В
нефроне также выделяют 3
сегмента:
проксимальный,
промежуточный,
дистальный.
Сегменты
вместе с восходящими и нисходящими
коленами петли Генле залегают
в мозговом веществе почки.
Чтобы
убедиться, что у вас болят именно почки,
нужно знать, где
находятся почки
у человека.
Удвоение
почки — это наследственное заболевание,
которое может принести проблемы при
отсутствии правильного лечения. Почему
возникает патология и как ее лечить —
об этом читайте здесь.
Мочевой пузырь
Орган,
который накапливают мочу, поступающую
по мочеточникам и выводящий ее через
уретру, называется мочевым
пузырем.
Это полый орган, который располагается
внизу живота, сразу за лобком.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Пищеварительная система — система органов, в которой происходит переваривание пищи, всасывание переработанных и выделение не переваренных веществ.
Она включает пищеварительный тракт и пищеварительные железы.
Пищеварительный тракт — это трубчатая часть пищеварительной системы, в нем различают ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, тонкую и толстую кишку. В свою очередь желудок, тонкий и толстый кишечник составляют желудочно-кишечный тракт.
Пищеварительные железы (слюнные, желудочные, кишечные, поджелудочная железа, печень) располагаются по ходу пищеварительного тракта и вырабатывают пищеварительные соки.
Расщепление питательных веществ пищи происходит под влиянием трех видов ферментов:
· протеолитические — расщепляют белки до полипептидов и аминокислот;
· амилолитические — углеводы до дисахаридов и моносахаридов;
· липолитические — жиры до жирных кислот и глицерина.
Пищеварение и всасывание — главные компоненты функциональной пищеварительной системы, которые поддерживают постоянный уровень питательных веществ в организме.
Особенностью обменных процессов в детском организме является преобладание анаболических процессов (ассимиляции) над катаболическими (диссимиляции). Растущему организму требуются повышенные нормы поступления питательных веществ, особенно белков. Для детей характерен положительный азотистый баланс, т. е. поступление азота в организм превышает его выведение.
Использование питательных продуктов идет в двух направлениях:
• для обеспечения роста и развития организма (пластическая функция)
• для обеспечения двигательной активности (энергетическая функция).
Основная функция пищеварительной системы — поддержание такого уровня питательных веществ в организме, который обеспечивает нормальное течение обменных процессов. Уменьшение содержания питательных веществ в организме через возбуждение хеморецепторов желудочно-кишечного тракта, сосудов и тканей нервным и гуморальным путем возбуждает части пищевого центра, расположенного в гипоталамической области. Это возбуждение вызывает:
· выход резервных питательных веществ;
· перераспределение резервных питательных веществ к более важным органам;
· снижение уровня расхода питательных веществ и обменных процессов в клетках и тканях организма.
Всасывание — физиологический процесс переноса веществ из полости пищеварительного тракта в кровь и лимфу. Всасывание происходит на протяжении всего пищеварительного тракта.
Пищеварительный канал состоит из системы органов, которые производят механическую и химическую обработку пищи и ее всасывание.
В нем различают следующие отделы:
а) ротовая полость;
б) глотка;
в) пищевод;
г) желудок;
д) тонкий кишечник; в него входят три переходящих друг в друга отдела: двенадцатиперстная кишка, тощая кишка и подвздошная кишка;
е) толстый кишечник – образованный слепой кишкой, частями ободочной кишки (восходящей, поперечной, нисходящей и сигмообразной кишками) и прямой кишкой.
У новорожденных желудок имеет округлую форму и расположен горизонтально. К 1 году он становится продолговатым и приобретает вертикальное положение. Форма, характерная для взрослых, формируется к 7 — 11 годам. Слизистая оболочка желудка детей менее складчатая и более тонка, чем у взрослых, содержит меньше желез, а в каждой из них число гланулоцитов меньше, чем у взрослых. С возрастом увеличивается общее число желез и число их на 1 мм2 слизистой оболочки. Желудочный сок беднее ферментами, активность их еще мала. Это затрудняет процесс переваривания пищи. Низкое содержание соляной кислоты снижает бактерицидные свойства желудочного сока, что приводит к частым желудочно-кишечным заболеваниям детей.
Железы тонкой кишки, так же как и железы желудка, функционально не вполне развиты. Состав кишечного сока у ребенка такой же, как и у взрослого, но переваривающая сила ферментов значительно меньше. Она возрастает одновременно с повышением активности желудочных желез и увеличением кислотности его сока. Поджелудочная железа выделяет тоже менее активный сок. Кишечник ребенка отличается активной и очень неустойчивой перистальтикой. Она может легко усиливаться под влиянием местного раздражения (поступление пищи, ее брожение в кишечнике) и различных внешних воздействий. Так, общее перегревание ребенка, резкое звуковое раздражение (крик, стук), увеличение его двигательной активности приводят к усилению перистальтики. В связи с тем что у детей относительно большая длина кишечника и длинная, но слабая, легко растягивающаяся брыжейка, возникает возможность возникновения заворотов кишок. Двигательная функция желудочно-кишечного тракта становится такой же, как у взрослых, к 3—4 годам.
В дошкольном возрасте интенсивно развиваются функции поджелудочной железы и печени ребенка. В возрасте 6-9 лет активность желез пищеварительного тракта значительно усиливается, пищеварительные функции совершенствуются. Принципиальное отличие пищеварения в детском организме от взрослого заключается в том, что у них представлено только пристеночное пищеварение и отсутствует внутриполостное переваривание пищи.
Недостаточность процессов всасывания в тонком кишечнике в некоторой степени компенсируется возможностью всасывания в желудке, которая сохраняется у детей до 10-летнего возраста.
Для детей в связи с большой интенсивностью обменных процессов характерна более высокая, чем у взрослых, потребность в воде и витаминах. Относительная потребность в воде (на 1 кг массы тела) с возрастом снижается, а абсолютная суточная величина потребления воды нарастает: в возрасте 1 года необходимо 0.8 л, в 4 года — 1 л, в 7-10 лет 1,4 л, в 11-14 лет— 1,5 л.
В детском возрасте также необходимо постоянное поступление в организм минеральных веществ: для роста костей (кальций, фосфор), для обеспечения процессов возбуждения в нервной и мышечной ткани (натрий и калий), для образования гемоглобина (железо) и др.
Энергетический обмен у детей дошкольного и младшего школьного возраста значительно (почти в 2 раза) превышает уровень обмена у взрослых, снижаясь наиболее резко в первые 5 лет и менее заметно — на протяжении всей последующей жизни. Суточный расход энергии растет с возрастом: в 4 года — 2000 ккал, в 7 лет — 2400 ккал, в 11 лет — 2800 ккал.
Ротовая полость
Зубы закладываются еще в утробном периоде и развиваются в толще челюсти. У ребенка на 6–8 месяце жизни начинают прорезываться молочные, или временные, зубы. Зубы могут появляться раньше или позднее в зависимости от индивидуальных особенностей развития. Чаще всего первыми прорезываются средние резцы нижней челюсти, потом появляются верхние средние и верхние боковые; в конце первого года прорезываются обычно 8 молочных зубов. В течение второго года жизни, а иногда и в начале третьего заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов.
В 6–7 лет молочные зубы начинают выпадать, и на смену им постепенно растут постоянные зубы. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего зубы выпадают. Малые коренные и третьи большие коренные, или зубы мудрости, вырастают без молочных предшественников. Прорезывание постоянной смены зубов заканчивается к 14–15 годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых порой задерживается до 25–30 лет; в 15 % случаев они отсутствуют на верхней челюсти вообще. Причиной смены зубов является рост челюстей.
С возрастом количество отделяющейся слюны увеличивается; наиболее значительные скачки отмечаются у детей от 9 до 12 месяцев и от 9 до 11 лет. Всего в сутки у детей отделяется до 800 куб. см слюны.
Пищевод
У детей слизистая оболочка пищевода нежная, легко-травмируемая грубой пищей, богата кровеносными сосудами. Длина пищевода у новорожденных – около 10 см, в возрасте 5 лет – 16 см, в 15 лет – 19 см.
Желудок
Желудок грудных детей имеет скорее горизонтальное положение и расположен почти весь в левом подреберье. Только когда ребенок начинает стоять и ходить, его желудок занимает более вертикальное положение.
С возрастом меняется и форма желудка. У детей до 1,5 лет она округлая, до 2–3 лет – грушевидная, к 7 годам желудок имеет форму, как у взрослых.
Вместимость желудка увеличивается с возрастом. Если у новорожденного она составляет 30–35 мл, то к концу первого года жизни увеличивается в 10 раз. В 10–12 лет вместимость желудка достигает 1,5 л.
Мышечный слой желудка у детей развит слабо, особенно в области дна. У новорожденных железистый эпителий желудка слабо дифференцирован, главные клетки еще недостаточно созрели. Дифференцировка клеток желез желудка у детей завершается к семи годам, но полного развития они достигают лишь к концу пубертатного периода.
Общая кислотность желудочного сока у детей после рождения связана с наличием в его составе молочной кислоты.
Функция синтеза соляной кислоты развивается в период от 2,5 до 4 лет. Относительно низкое содержание соляной кислоты в желудочном соке детей 4–6 лет ведет к снижению его противомикробных свойств, что проявляется в склонности детей к желудочно-кишечным заболеваниям.
Источник
Пищеварительная система новорожденного существенно отличается от таковой у взрослых.
Полость рта развивается из ротовой бухты, покрытой эктодермой, которая постепенно углубляется и достигает головного конца передней кишки, здесь происходит соединение обоих зародышевых листков — эктодермы и энтодермы. Сверху ротовая бухта ограничена лобным бугром, который образуется вследствие активного роста головного мозга; с боковых поверхностей и снизу ротовая ямка ограничена висцеральными дугами. Впоследствии из этих зачатков развиваются кости лица и органы полости рта.
У новорожденного полость рта развита очень слабо. В дальнейшем, с развитием челюстей, прорезыванием зубов и увеличением неба, полость рта постепенно увеличивается в размерах, формируются преддверие и собственно полость рта. В преддверии рта слизистая оболочка образует ряд складок: уздечки губ и щечные тяжи, а на твердом небе — поперечные складки. У новорожденного и ребенка до 2-3 лет в задних отделах твердого неба имеются образования из эпителиальной ткани — тяжи, залегающие по обеим сторонам от средней линии неба. Само твердое небо у новорожденного и в первые месяцы у детей грудного возраста значительно уплощено, а сводчатость его выражена намного слабее, чем у взрослых.
Всю полость рта до появления преддверия полностью выполняет язык, который у новорожденного и в первые месяцы жизни весьма широк и резко уплощен. Он закладывается из нескольких так называемых языковых бугорков — зачатков, лежащих на дне первичной ротовой полости: одного непарного бугорка, расположенного по средней линии, и пары латеральных бугорков. Бугорки, расположенные впереди слепого отверстия, развиваются в тело (спинку и верхушку) языка, а бугорок, залегающий кзади от слепого отверстия, оформляется в корень языка. Все перечисленные зачатки языка быстро срастаются, оставляя след — границу между корнем и телом языка в виде пограничной борозды. Впереди и вдоль которой залегают желобоватые сосочки. Из эпителиального слоя языка образуются сосочки языка: вначале появляются желобоватые, листовидные, а затем грибовидные и нитевидные.
Мышцы языка развиваются из миотомов затылочной области, которые врастают в толщу корня языка.
Полость рта делится на собственно полость рта и преддверие рта: десны, альвеолярные отростки верхней и альвеолярная часть нижней челюстей, за-ложеш1ые в пил зубы, вначале молочные, а затем постоянные.
Закладка зубов происходит на 2-м месяце внутриутробной жизни, при этом эмаль зуба образуется за счет эктобласта, а дентин, цемент и пульпа — за счет мезобласта. Вначале появляется зубная пластинка, lamina dentalis. Она врастает в подлежащую мезенхиму, дающую начало десневым валикам. Затем на зубных пластинках образуются выпячивания за счет разрастания эпителия — таким образом формируются эмалевые органы молочных зубов. На 10-й неделе в них врастает мезенхима, из которой образуются зубные сосочки, papillae dentales, Впоследствии они частично обособляются от зубной пластинки, сохраняя с ней связь в виде эпителиального тяжа. Кроме того, в этот же период вокруг эмалевого органа уплотняется окружающая мезенхима и образуется зубной мешочек, sacculus dentis, сливающийся с зубным сосочком. Все эти преобразования наблюдаются на I стадии развития. На II стадии происходят дальнейшие изменения зачатков зубов: они обособляются от зубной пластинки, теряющей связь с эпителием полости рта. В III стадии, на 4-м месяце эмбрионального развития, образуются дентин, эмаль и пульпа зуба.
Коронка формируется до рождения, а развитие корней молочных зубов заканчивается после их прорезывания.
Сроки прорезывания молочных зубов: медиальные резцы — от 6-го до 8-го месяца; латеральные резцы — от 7-го до 9-го; первые коренные — от 12-го до 15-го; клыки — от 15-го до 20-го; вторые коренные — от 20-го до 30-го месяца; при этом зубы нижней челюсти появляются несколько раньше, чем соответствующие на верхней челюсти.
Слюнные железы являются производным эпителия полости рта и мало чем отличаются от таковых у взрослого человека, однако у новорожденного крупные слюнные железы: околоушные, подъязычные и поднижнечелюстные — имеют хорошо выраженное дольчатое строение.
Глотка у новорожденного, так же как и у взрослого, делится на три части: верхнюю – носовую, среднюю — ротовую и нижнюю — гортанную. Носоглотка в раннем детском возрасте не имеет высокоизогнутого свода, он более уплощен; хоаны, посредством которых полость носа сообщается с носоглоткой, очень узкие. Отверстие слуховой трубы у новорожденного и в раннем грудном возрасте располагается на уровне твердого неба, в то время как у взрослого — на уровне заднего конца нижней носовой раковины. Это объясняется развитием верхней челюсти и опусканием дна полости носа.
У новорожденного место перехода глотки в пищевод соответствует уровню IV-V шейного позвонка, у взрослого — уровню VI шейного позвонка.
Глоточная миндалина развита слабо, вариабельна по форме и часто быстро увеличивается в размерах.
Пищевод закладывается одновременно с органами дыхания из передних отделов кишечной трубки. У новорожденных он начинается на уровне IV-V шейных позвонков и отличается от пищевода взрослого своей формой — он воронкообразный. Длина его колеблется от 10 до 16 см, к 2 годам достигает 20 см.
У новорожденного шейная часть пищевода располагается несколько выше, чем у взрослого, однако с возрастом она опускается, особенно интенсивно до 10-12 лет. Богатство адвентициальной ткани в стенке пищевода у новорожденного и детей грудного возраста обусловливает большую подвижность пищевода, хотя мышечные слои его еще мало развиты. Переход пищевода в желудок у новорожденных проецируется на уровне X-XI грудных позвонков.
Желудок формируется из заднего отдела передней кишки. На 4-й неделе эмбрионального развития он имеет вид веретенообразного расширения и постепенно растет в ширину. Возрастные особенности формы и положения желудка характеризуются тем, что у новорожденного выпуклость свода и большой кривизны выражена слабо и форма желудка приближается к цилиндрической, а положение почти вертикальное. У новорожденного вместимость желудка колеблется от 30-35 до 150 см3, но быстро увеличивается и к году достигает 300 см3. После рождения положение желудка изменяется: оп постепенно опускается. У новорожденного кардиальная часть располагается на уровне VIII—IX грудных позвонков, привратник — XI—XII позвонков.
У детей грудного возраста форма желудка приближается к грушевидной, он расположен более горизонтально и выше вследствие смешения его вздутыми кишечными петлями; в то же время это положение, по-видимому, больше зависит от степени его поворота в эмбриогенезе. Форма и положение желудка могут изменяться под влиянием наполнения как самого желудка, так и смежных с ним органов. У детей желудок почти полностью покрыт печенью.
Кишечник от привратниковой части желудка до клоаки развивается в конце 1-го месяца внутриутробной жизни из первичной кишечной трубки. Первичная кишка образует петлю, переднее колено которой дифференцируется в двенадцатиперстную, тощую и большую часть подвздошной кишки. Из заднего колена формируется конечный участок подвздошной кишки, слепая кишка с червеобразным отростком и вся ободочная кишка до заднего прохода.
Двенадцатиперстная кишка новорожденного имеет отличительные особенности. Она чаше всего кольцевидная, без видимых границ между частями. К 2-3 годам такая форма наблюдается значительно реже, и по форме кишка приближается к таковой у взрослого. У новорожденного начало кишки и ее конец (двенадцатиперстнотощий изгиб) лежат почти на одном уровне, при этом верхняя часть кишки располагается выше, чем у взрослого. С возрастом, начиная с 5-6-го месяца жизни, эта часть кишки опускается до уровня XII грудного позвонка; опускание продолжается до тела I поясничного позвонка.
Интенсивный рост первичной кишечной трубки обусловливает образование множества кишечных петель, положение которых в брюшной полости может быть вертикальным или горизонтальным в зависимости от расположения корня брыжейки — горизонтального или вертикального. Корень брыжейки у новорожденного расположен довольно высоко: начало — на уровне I поясничного позвонка, конец — на уровне IV. В дальнейшем происходит постепенное опускание кишечника. В период от 1 года до 3 лет и от 10 до 15 лет наблюдается наиболее быстрый рост кишечного тракта. Относительная длина его с возрастом уменьшается. Так, у новорожденного длина его относительно велика, она в 6-7 раз превосходит длину тела, а у взрослого — в 3-4,5 раза.
Атлас анатомии человека.
Академик.ру.
2011.
Источник