Развитие и возрастные особенности пищеварительной системы поджелудочной железы

Пищеварительная система начинает
развиваться на 3 неделе внутриутробной
жизни. В это время зародышевый листок
( энтодерма) свертывается в трубку,
образующую первичную кишку. Из энтодермы
дальше образуется эпителиальный покров
органов. Печень и поджелудочная железа
развивается из энтодермы. Ротовая
полость и её органы, а также заднепроходный
канал образуются в результате выпячивания
эктодермы со стороны головного конца
и со стороны хвостного конца. После
рождения ребенка органы пищеварительной
системы продолжают расти.

У новорожденного полость рта имеет
небольшие размеры. С 4 лет жировое тело
атрофируется, постепенно уменьшается
в размерах. Твердое небо- плоское, желез
мало. Выделение слюны происходит
рефлекторно. При воздействии пищи на
рецепторы, нервные импульсы от них
поступают в слюноотделительные центры
мозга, а из мозга к слюнным железам
направляются ответные реакции по
симпатическим и парасимпатическим
волокнам вегетативной системы. В
симпатических окончаниях высвобождается
норадреналин, под влиянием которого,
выделяется густая слюна, в парасимпатических
окончаниях освобождается ацетилхолин,
благодаря которому выделяется большое
количество жидкой слюны. Слюна выделяется
не только под воздействием пищи, но и
условно- рефлекторно.

Глоткау новорожденного короткая,
нижний край находится на уровне между
телами 3 и 4 шейных позвонков, к 11-12 годам-
на уровне 5-6 шейных позвонков, а в
подростковом возрасте- на уровне 6-8.

Пищеводчуть больше глотки. К 11-12
годам длина пищевода удваивается ( 20-
22 см), мышечная оболочка растет слабо,
до 12-15 лет она растет, в дальнейшем
изменяется мало.

Желудок— имеет веретенообразную
форму, к концу первого года жизни он
удлиняется, а в период от 7-11 лет приобретает
форму как у взрослого, желудок у
новорожденного вмещает 50 куб.см пищи,
к 4 годам увеличивается до 750 см.куб. К
концу 12 лет вместимость возрастает до
1300-1500 см.куб. У детей находящихся на
искусственном вскармливании, желудок
растянут. Мышечная облочка желудка
развита слабо.

Тонка кишка— имеет длину (1,2-2,8м). В
2-3 гнода она растет и имеет2,8м. як 10 годам
длина как у взрослого человека (5-6м)

Двенадцатиперстная кишка
новорожденного имеет кольцеобразную
форму. Интенсивный рост наблюдается в
первые года жизни.

Толстая кишка— короткая, около 6,5см,
гаустры и сальниковые отростки
отсутствуют. Первые появляются гаустры-
на 6 месяце, сальниковые отростки на 2
году жизни.

Тощая кишка— выражена слабо,
Многочисленные ворсинки уже имеются.
Мышечная оболочка развита слабо.

Вопрос 2. Строение органов выделения.

Оболочка,
которая покрывает почку снаружи,
называется фиброзной
капсулой
.
На саггитальном разрезе можно увидеть
два различных слоя вещества. Тот, который
расположен ближе к поверхности, называется
корковым,
а вещество, занимающее центральное
положение – мозговое.

Они
имеют не только внешнее различие, но и
функциональное. Со стороны вогнутой
части располагаются ворота
почки и лоханка
,
а также мочеточник.

Через
почечные ворота почка сообщается с
остальным организмом посредством
входящей почечной артерии и нервов, а
также выходящих лимфатических сосудов,
почечной вены и мочеточника.

Совокупность
этих сосудов называется почечной
ножкой
.
Внутри почки различают почечные
доли.
В
каждой почке имеется 5 штук. Почечные
доли отделены друг от друга кровеносными
сосудами.

Чтобы
достаточно ясно понимать выполняемые
функции почек, необходимо знать и их
микроскопическое
строение
.

Главной структурно-функциональной
единицей почек является
нефрон.

Количество
нефронов

в почке достигает 1 млн. Нефрон состоит
из почечного
тельца
,
которое расположено в корковом веществе,
и системы
канальцев
,
которые в конечном итоге впадают в
собирательную трубку.

В
нефроне также выделяют 3
сегмента
:

  • проксимальный,

  • промежуточный,

  • дистальный.

Сегменты
вместе с восходящими и нисходящими
коленами петли Генле залегают
в мозговом веществе почки
.

Чтобы
убедиться, что у вас болят именно почки,
нужно знать, где
находятся почки
у человека.

Удвоение
почки — это наследственное заболевание,
которое может принести проблемы при
отсутствии правильного лечения. Почему
возникает патология и как ее лечить —
об этом читайте здесь.

Мочевой пузырь

Орган,
который накапливают мочу, поступающую
по мочеточникам и выводящий ее через
уретру, называется мочевым
пузырем
.
Это полый орган, который располагается
внизу живота, сразу за лобком.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Пищеварительная система — система органов, в которой происходит переваривание пищи, всасывание переработанных и выделение не переваренных веществ.

Она включает пищеварительный тракт и пищеварительные железы.

Пищеварительный тракт — это трубчатая часть пищеварительной системы, в нем различают ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, тонкую и толстую кишку. В свою очередь желудок, тонкий и толстый кишечник составляют желудочно-кишечный тракт.

Пищеварительные железы (слюнные, желудочные, кишечные, поджелудочная железа, печень) располагаются по ходу пищеварительного тракта и вырабатывают пищеварительные соки.

Расщепление питательных веществ пищи происходит под влиянием трех видов ферментов:

· протеолитические — расщепляют белки до полипептидов и аминокислот;

· амилолитические — углеводы до дисахаридов и моносахаридов;

· липолитические — жиры до жирных кислот и глицерина.

Пищеварение и всасывание — главные компоненты функциональной пищеварительной системы, которые поддерживают постоянный уровень питательных веществ в организме.

Особенностью обменных процессов в детском организме является преобладание анаболических процессов (ассимиляции) над катаболическими (диссимиляции). Растущему организму требуются повышен­ные нормы поступления питательных веществ, особенно белков. Для детей характерен положительный азотистый баланс, т. е. поступле­ние азота в организм превышает его выведение.

Читайте также:  Последствия если нет поджелудочной железы

Использование питательных продуктов идет в двух направлениях:

• для обеспечения роста и развития организма (пластическая функция)

• для обеспечения двигательной активности (энергетическая функция).

Основная функция пищеварительной системы — поддержание такого уровня питательных веществ в организме, который обеспечивает нормальное течение обменных процессов. Уменьшение содержания питательных веществ в организме через возбуждение хеморецепторов желудочно-кишечного тракта, сосудов и тканей нервным и гуморальным путем возбуждает части пищевого центра, расположенного в гипоталамической области. Это возбуждение вызывает:

· выход резервных питательных веществ;

· перераспределение резервных питательных веществ к более важным органам;

· снижение уровня расхода питательных веществ и обменных процессов в клетках и тканях организма.

Всасывание — физиологический процесс переноса веществ из полости пищеварительного тракта в кровь и лимфу. Всасывание происходит на протяжении всего пищеварительного тракта.

Пищеварительный канал состоит из системы органов, которые производят механическую и химическую обработку пищи и ее всасывание.

В нем различают следующие отделы:

а) ротовая полость;

б) глотка;

в) пищевод;

г) желудок;

д) тонкий кишечник; в него входят три переходящих друг в друга отдела: двенадцатиперстная кишка, тощая кишка и подвздошная кишка;

е) толстый кишечник – образованный слепой кишкой, частями ободочной кишки (восходящей, поперечной, нисходящей и сигмообразной кишками) и прямой кишкой.

У новорожденных желудок имеет округлую форму и расположен горизонтально. К 1 году он становится продолговатым и приобретает вертикальное положение. Форма, характерная для взрослых, формируется к 7 — 11 годам. Слизистая оболочка желудка детей менее складчатая и более тонка, чем у взрослых, содержит меньше желез, а в каждой из них число гланулоцитов меньше, чем у взрослых. С возрастом увеличивается общее число желез и число их на 1 мм2 слизистой оболочки. Желудочный сок беднее ферментами, активность их еще мала. Это затрудняет процесс переваривания пищи. Низкое содержание соля­ной кислоты снижает бактерицидные свойства желудочного сока, что приводит к частым желудочно-кишечным заболеваниям детей.

Железы тонкой кишки, так же как и желе­зы желудка, функционально не вполне развиты. Состав кишечного сока у ребенка такой же, как и у взрослого, но переваривающая сила ферментов значительно меньше. Она возрастает одновременно с повышением активности желудочных желез и увеличением кислот­ности его сока. Поджелудочная железа выделяет тоже менее актив­ный сок. Кишечник ребенка отличается активной и очень неустойчивой перистальтикой. Она может легко усиливаться под влиянием мест­ного раздражения (поступление пищи, ее брожение в кишечнике) и различных внешних воздействий. Так, общее перегревание ребен­ка, резкое звуковое раздражение (крик, стук), увеличение его дви­гательной активности приводят к усилению перистальтики. В связи с тем что у детей относительно большая длина кишечни­ка и длинная, но слабая, легко растягивающаяся брыжейка, возни­кает возможность возникновения заворотов кишок. Двигательная функция желудочно-кишечного тракта становится такой же, как у взрослых, к 3—4 годам.

В дошкольном возрасте интенсивно развиваются функции под­желудочной железы и печени ребенка. В возрасте 6-9 лет активность желез пищеварительного тракта значительно усиливается, пищева­рительные функции совершенствуются. Принципиальное отличие пищеварения в детском организме от взрослого заключается в том, что у них представлено только пристеночное пищеварение и отсутствует внутриполостное переваривание пищи.

Недостаточность процессов всасывания в тонком кишечнике в некоторой степени компенсируется возможностью всасывания в же­лудке, которая сохраняется у детей до 10-летнего возраста.

Для детей в связи с большой интенсивностью обменных процес­сов характерна более высокая, чем у взрослых, потребность в воде и витаминах. Относительная потребность в воде (на 1 кг массы тела) с возрастом снижается, а абсолютная суточная величина потребления воды нарастает: в возрасте 1 года необходимо 0.8 л, в 4 года — 1 л, в 7-10 лет 1,4 л, в 11-14 лет— 1,5 л.

В детском возрасте также необходимо постоянное поступление в организм минеральных веществ: для роста костей (кальций, фосфор), для обеспечения процессов возбуждения в нервной и мышечной ткани (натрий и калий), для образования гемоглобина (железо) и др.

Энергетический обмен у детей дошкольного и младшего школьного возраста значительно (почти в 2 раза) превышает уровень обме­на у взрослых, снижаясь наиболее резко в первые 5 лет и менее замет­но — на протяжении всей последующей жизни. Суточный расход энергии растет с возрастом: в 4 года — 2000 ккал, в 7 лет — 2400 ккал, в 11 лет — 2800 ккал.

Ротовая полость

Зубы закладываются еще в утробном периоде и развиваются в толще челюсти. У ребенка на 6–8 месяце жизни начинают прорезываться молочные, или временные, зубы. Зубы могут появляться раньше или позднее в зависимости от индивидуальных особенностей развития. Чаще всего первыми прорезываются средние резцы нижней челюсти, потом появляются верхние средние и верхние боковые; в конце первого года прорезываются обычно 8 молочных зубов. В течение второго года жизни, а иногда и в начале третьего заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов.

В 6–7 лет молочные зубы начинают выпадать, и на смену им постепенно растут постоянные зубы. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего зубы выпадают. Малые коренные и третьи большие коренные, или зубы мудрости, вырастают без молочных предшественников. Прорезывание постоянной смены зубов заканчивается к 14–15 годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых порой задерживается до 25–30 лет; в 15 % случаев они отсутствуют на верхней челюсти вообще. Причиной смены зубов является рост челюстей.

Читайте также:  Липаза поджелудочной железы активируется

С возрастом количество отделяющейся слюны увеличивается; наиболее значительные скачки отмечаются у детей от 9 до 12 месяцев и от 9 до 11 лет. Всего в сутки у детей отделяется до 800 куб. см слюны.

Пищевод

У детей слизистая оболочка пищевода нежная, легко-травмируемая грубой пищей, богата кровеносными сосудами. Длина пищевода у новорожденных – около 10 см, в возрасте 5 лет – 16 см, в 15 лет – 19 см.

Желудок

Желудок грудных детей имеет скорее горизонтальное положение и расположен почти весь в левом подреберье. Только когда ребенок начинает стоять и ходить, его желудок занимает более вертикальное положение.

С возрастом меняется и форма желудка. У детей до 1,5 лет она округлая, до 2–3 лет – грушевидная, к 7 годам желудок имеет форму, как у взрослых.

Вместимость желудка увеличивается с возрастом. Если у новорожденного она составляет 30–35 мл, то к концу первого года жизни увеличивается в 10 раз. В 10–12 лет вместимость желудка достигает 1,5 л.

Мышечный слой желудка у детей развит слабо, особенно в области дна. У новорожденных железистый эпителий желудка слабо дифференцирован, главные клетки еще недостаточно созрели. Дифференцировка клеток желез желудка у детей завершается к семи годам, но полного развития они достигают лишь к концу пубертатного периода.

Общая кислотность желудочного сока у детей после рождения связана с наличием в его составе молочной кислоты.

Функция синтеза соляной кислоты развивается в период от 2,5 до 4 лет. Относительно низкое содержание соляной кислоты в желудочном соке детей 4–6 лет ведет к снижению его противомикробных свойств, что проявляется в склонности детей к желудочно-кишечным заболеваниям.

Источник

Пищеварительная система новоро­жденного существенно отличается от таковой у взрослых.

Полость рта развивается из рото­вой бухты, покрытой эктодермой, ко­торая постепенно углубляется и достигает головного конца передней кишки, здесь происходит соединение обоих за­родышевых листков — эктодермы и энтодермы. Сверху ротовая бухта ограни­чена лобным бугром, который образу­ется вследствие активного роста головного мозга; с боковых поверхностей и снизу ротовая ямка ограничена висце­ральными дугами. Впоследствии из этих зачатков развиваются кости лица и органы полости рта.

У новорожденного полость рта раз­вита очень слабо. В дальнейшем, с раз­витием челюстей, прорезыванием зубов и увеличением неба, полость рта постепенно увеличивается в размерах, формируются преддверие и собственно полость рта. В преддверии рта слизи­стая оболочка образует ряд складок: уздечки губ и щечные тяжи, а на твер­дом небе — поперечные складки. У но­ворожденного и ребенка до 2-3 лет в задних отделах твердого неба имеются образования из эпителиальной ткани — тяжи, залегающие по обеим сторонам от средней линии неба. Само твердое небо у новорожденного и в первые месяцы у детей грудного воз­раста значительно уплощено, а сводча­тость его выражена намного слабее, чем у взрослых.

Всю полость рта до появления преддверия полностью выполняет язык, который у новорожденного и в первые месяцы жизни весьма широк и резко уплощен. Он закладывается из нескольких так называемых языковых бугорков — зачатков, лежащих на дне первичной ротовой полости: одного непарного бугорка, расположенного по средней линии, и пары латеральных бугорков. Бугорки, расположенные впереди слепого отверстия, развива­ются в тело (спинку и верхушку) языка, а бугорок, залегающий кзади от слепого отверстия, оформляется в ко­рень языка. Все перечисленные зачатки языка быстро срастаются, оста­вляя след — границу между корнем и телом языка в виде пограничной бо­розды. Впереди и вдоль которой зале­гают желобоватые сосочки. Из эпите­лиального слоя языка образуются со­сочки языка: вначале появляются желобоватые, листовидные, а затем гри­бовидные и нитевидные.

Мышцы языка развиваются из миотомов заты­лочной области, которые врастают в толщу корня языка.

Полость рта делится на собственно полость рта и преддверие рта: десны, альвеолярные отростки верхней и аль­веолярная часть нижней челюстей, за-ложеш1ые в пил зубы, вначале молоч­ные, а затем постоянные.

Закладка зубов происходит на 2-м месяце внутриутробной жизни, при этом эмаль зуба образуется за счет эктобласта, а дентин, цемент и пульпа — за счет мезобласта. Вначале появляется зубная пластинка, lamina dentalis. Она врастает в подлежащую мезенхиму, дающую начало десневым валикам. Затем на зубных пластинках образуются выпячивания за счет раз­растания эпителия — таким образом формируются эмалевые органы молоч­ных зубов. На 10-й неделе в них вра­стает мезенхима, из которой образу­ются зубные сосочки, papillae dentales, Впоследствии они частично обособля­ются от зубной пластинки, сохраняя с ней связь в виде эпителиального тяжа. Кроме того, в этот же период вокруг эмалевого органа уплотняется окружа­ющая мезенхима и образуется зубной мешочек, sacculus dentis, сливающийся с зубным сосочком. Все эти преобразо­вания наблюдаются на I стадии развития. На II стадии происходят дальнейшие изменения зачатков зубов: они обособляются от зубной пластинки, теряющей связь с эпителием полости рта. В III стадии, на 4-м месяце эм­брионального развития, образуются дентин, эмаль и пульпа зуба.

Читайте также:  Поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции так как железа

Коронка формируется до рождения, а развитие корней молочных зубов заканчивается после их прорезывания.

Сроки прорезывания молочных зубов: медиальные резцы — от 6-го до 8-го месяца; латеральные резцы — от 7-го до 9-го; первые коренные — от 12-го до 15-го; клыки — от 15-го до 20-го; вто­рые коренные — от 20-го до 30-го месяца; при этом зубы нижней челюсти появляются несколько раньше, чем со­ответствующие на верхней челюсти.

Слюнные железы являются про­изводным эпителия полости рта и мало чем отличаются от таковых у взрослого человека, однако у новоро­жденного крупные слюнные железы: околоушные, подъязычные и поднижнечелюстные — имеют хорошо выра­женное дольчатое строение.

Глотка у новорожденного, так же как и у взрослого, делится на три части: верхнюю – носовую, среднюю — ротовую и нижнюю — гортанную. Но­соглотка в раннем детском возрасте не имеет высокоизогнутого свода, он более уплощен; хоаны, посредством ко­торых полость носа сообщается с носоглоткой, очень узкие. Отверстие слуховой трубы у новорожденного и в раннем грудном возрасте располага­ется на уровне твердого неба, в то время как у взрослого — на уровне за­днего конца нижней носовой рако­вины. Это объясняется развитием верхней челюсти и опусканием дна по­лости носа.

У новорожденного место перехода глотки в пищевод соответствует уровню IV-V шейного позвонка, у взрослого — уровню VI шейного по­звонка.

Глоточная миндалина развита слабо, вариабельна по форме и часто быстро увеличивается в размерах.

Пищевод закладывается одновременно с органами дыхания из перед­них отделов кишечной трубки. У новорожденных он начинается на уровне IV-V шейных позвонков и отличается от пищевода взрослого своей фор­мой — он воронкообразный. Длина его колеблется от 10 до 16 см, к 2 годам достигает 20 см.

У новорожденного шейная часть пи­щевода располагается несколько выше, чем у взрослого, однако с возрастом она опускается, особенно ин­тенсивно до 10-12 лет. Богатство адвентициальной ткани в стенке пище­вода у новорожденного и детей груд­ного возраста обусловливает большую подвижность пищевода, хотя мышеч­ные слои его еще мало развиты. Пере­ход пищевода в желудок у новорожденных проецируется на уровне X-XI грудных позвонков.

Желудок формируется из заднего отдела передней кишки. На 4-й неделе эмбрионального разви­тия он имеет вид веретенообразного расширения и постепенно растет в ши­рину. Возрастные особенности формы и положения желудка характеризу­ются тем, что у новорожденного выпу­клость свода и большой кривизны вы­ражена слабо и форма желудка при­ближается к цилиндрической, а поло­жение почти вертикальное. У новоро­жденного вместимость желудка колеблется от 30-35 до 150 см3, но быстро увеличивается и к году достигает 300 см3. После рождения положение желудка изменяется: оп постепенно опускается. У новорожденного кардиальная часть располагается на уровне VIII—IX грудных позвонков, приврат­ник — XI—XII позвонков.

У детей грудного возраста форма желудка приближается к грушевид­ной, он расположен более горизон­тально и выше вследствие смешения его вздутыми кишечными петлями; в то же время это положение, по-види­мому, больше зависит от степени его поворота в эмбриогенезе. Форма и по­ложение желудка могут изменяться под влиянием наполнения как самого желудка, так и смежных с ним орга­нов. У детей желудок почти полностью покрыт печенью.

Кишечник от привратниковой ча­сти желудка до клоаки развивается в конце 1-го месяца внутриутробной жизни из первичной кишечной трубки. Первичная кишка образует петлю, переднее колено которой дифференцируется в двенадцатиперстную, тощую и большую часть подвздошной кишки. Из заднего колена формиру­ется конечный участок подвздошной кишки, слепая кишка с червеобраз­ным отростком и вся ободочная кишка до заднего прохода.

Двенадцатиперстная кишка но­ворожденного имеет отличительные особенности. Она чаше всего кольцевидная, без видимых границ между ча­стями. К 2-3 годам такая форма на­блюдается значительно реже, и по форме кишка приближается к таковой у взрослого. У новорожденного начало кишки и ее конец (двенадцатиперстнотощий изгиб) лежат почти на одном уровне, при этом верхняя часть кишки располагается выше, чем у взрослого. С возрастом, начиная с 5-6-го месяца жизни, эта часть кишки опускается до уровня XII грудного позвонка; опуска­ние продолжается до тела I пояснич­ного позвонка.

Интенсивный рост первичной ки­шечной трубки обусловливает образо­вание множества кишечных петель, положение которых в брюшной поло­сти может быть вертикальным или го­ризонтальным в зависимости от расположения корня брыжейки — горизон­тального или вертикального. Корень брыжейки у новорожденного расположен довольно высоко: начало — на уровне I поясничного позвонка, ко­нец — на уровне IV. В дальнейшем происходит постепенное опускание ки­шечника. В период от 1 года до 3 лет и от 10 до 15 лет наблюдается наиболее быстрый рост кишечного тракта. От­носительная длина его с возрастом уменьшается. Так, у новорожденного длина его относительно велика, она в 6-7 раз превосходит длину тела, а у взрослого — в 3-4,5 раза.

Атлас анатомии человека.
Академик.ру.
2011.

Источник