Роль гормонов поджелудочной железы урок план

Задачи: познакомить с действием гормонов и
заболеваниями при гипо- или гиперфункции желез
эндокринной системы; показать взаимодействие
желез внутренней секреции при росте и развитии
организма. Показать особенности
нервно-гуморальной регуляции и роль гормонов в
обменных протесах организма человека;
познакомить с нарушениями нервно-гуморальной
регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и
поддержания нормальной жизнедеятельности людей,
имеющих подобные нарушения. Выяснить роль
гормона поджелудочной железы – инсулина – в
поддержании содержания сахара в крови, причины
диабета и рассказать о приемах доврачебной
помощи при передозировке препарата инсулина
лицам, страдающим диабетом.

Средства обучения: мультимедийная
презентация, таблицы “Железы внутренней
секреции”, “Головной мозг в продольном разрезе
с изображением подбугорья, гипофиза”,
“Щитовидная железа”.

Ход урока

I. Проверка знаний.

Фронтальный опрос.

  1. Чем различаются железы внешней, внутренней и
    смешанной секреции?
  2. Какую функцию выполняют гормоны?
  3. Чем гормоны отличаются от ферментов и
    витаминов?
  4. Чем различаются понятия “рост” и “развитие”?

Индивидуальный опрос у доски.

Расположение желёз внутренней секреции, их
функции.

II. Изучение нового материала.

Рассказ учителя с демонстрацией
мультимедийной презентации и заполнением
таблицы.

Рост и развитие организма обеспечивает работа
ряда желез внутренней секреции. Эндокринная
система действует как единое целое, несмотря на
то, что в ее работе участвует много звеньев.
Заболевание одной железы тут же сказывается на
работе всех остальных, вот почему гормональные
нарушения приходится лечить комплексно. В
медицине сформирована целая отрасль —
Эндокринология, которая изучает работу
эндокринных желёз и методы лечения заболеваний,
связанных с нарушениями их функций.

В процессе изучения темы мы заполним таблицу:

Слайд 2

ЖелезыГормоныВоздействие на
организм
нормагиперфункциягипофункция

1. Функции гипофиза, его связь с нервной
системой. Гипофизарные гиганты и карлики.

Гипофиз – важнейшая железа в системе
внутренней секреции. Он связан с центральной
нервной системой. Он выделяет соматотропные
гормоны (гормоны роста), стимулирующий работу
рибосом, хотя гипофиз выделяет еще множество
других гормонов, регулирующих работу других
желёз внутренней секреции. Гипофизарные гиганты
и карлики сохраняют нормальные умственные
способности, в отличие от кретинов, страдающих с
детства недостатком гормонов щитовидной железы
(Рассказ учителя с элементами беседы,
демонстрацией таблиц, демонстрация
мультимедийной презентации).

Слайды 3-12

2. Щитовидная железа и ее гормоны. Функции
щитовидной железы. Микседема и слизистый отек.
Влияние щитовидной железы на деятельность
нервной системы. Кретинизм. Нарушения функций
щитовидной железы и заболевания, связанные с
этим. Профилактика заболеваний; меры поддержания
нормальной жизнедеятельности при нарушениях
регуляции щитовидной железы. (Рассказ учителя,
демонстрация мультимедийной презентации).

Слайд 13

Демонстрация репродукции картины Рубенса
“Соломенная шляпка”. На шее красавицы видно
зобовидное утолщение. Во времена Рубенса
(художник жил в XVII веке) в почве Фландрии (ныне
территория Бельгии), очевидно, недоставало йода.
Этот элемент необходим для выработки гормона
щитовидной железы — тироксина. Недостаток йода
вызывает увеличение тканей щитовидной железы, в
результате чего и образуется зоб. Эти факты можно
связать с экологическими условиями жизни людей.
Знание причины болезни позволяет успешно
предупреждать ее. Сейчас в состав поваренной
соли во многих странах включают йодид калия. Эта
простая процедура позволяет уберечь многих
людей от заболевания щитовидной железы.

Действие гормонов щитовидной железы
многообразно. Они регулируют работу митохондрий,
где идут процессы окисления органических
веществ с выделением молекул АТФ, богатых
доступной энергией. Если гормона вырабатывается
недостаточно, страдает энергетический обмен:
из-за недостатка энергии содержащихся в
химических связях молекул АТФ сердце
сокращается слабо и редко. В результате кровь
застаивается в нижних конечностях, тело отекает.
Недаром это заболевание называют слизистым отек.

При гиперфункции щитовидной железы выделяется
избыточное количество энергии. Сердце работает
усиленно, давление повышено. Процессы окисления
идут настолько быстро, что человек худеет.
Истончаются жировые запасы, в частности и
жировая подушка, окружающая глазное яблоко. Это
приводит к тому, что кожа вокруг глаз
втягивается, глаза кажутся большими, а при
сильном тироксикозе — выпученными.

Слайды 14-16

Оперативное удаление части щитовидной железы
хирургическим путем или радиоактивным йодом,
частично разрушающим ее ткани, способствует
выздоровлению. Щитовидная железа участвует
также в половом развитии детей.

Пониженная функция щитовидной железы в раннем
детстве ведет к серьезному расстройству —
кретинизму (слайд 17). При этом
происходит не только нарушение роста и развития,
но и снижение умственной деятельности.

Читайте также:  Норм размеры поджелудочной железы на узи

3. Надпочечники и деятельность организма.
Гормоны надпочечников. Роль адреналина и
норадреналина в приспособлении организма к
физическим и эмоциональным нагрузкам. Связь с
вегетативной нервной системой. Саморегуляция и
аутотренинг. (Рассказ учителя, демонстрация
мультимедийной презентации).

Слайды 18-20

4. Поджелудочная железа смешанной секреции.
Инсулин — гормон поджелудочной железы. Роль
инсулина в регуляции содержания сахара в крови.
Сахарный диабет, его причины, лечение; первая
помощь при передозировке инсулина. Образ жизни
людей, страдающих диабетом. (Рассказ учителя)

Поджелудочная железа — железа смешанной
секреции. Важную роль в регуляции обмена веществ
играет гормон инсулин. Присутствие инсулина
необходимо

для поступления глюкозы в кишечник и в клетки
мышц и печени. Без инсулина глюкоза перестает
окисляться. Другие органические соединения
далеко не всегда могут заменить глюкозу. В
результате окисление становится неполным, в
крови появляются вредные соединения, которые
отравляют организм. Происходит заболевание,
известное как “сахарный диабет”. Поскольку
сахар не может утилизироваться в организме без
инсулина, он выделяется с мочой. Больной теряет
много жидкости, ему постоянно хочется пить.
Интересна история открытия сахарного диабета:
врачи обратили внимание на то, что моча
диабетиков привлекает мух. Дальнейшее
исследование ее состава выявило содержание
глюкозы, которое в норме отсутствует.

Слайд 21

5. Половые железы – семенники и яичники.

Вырабатывают: семенники – андрогены, яичники –
эстрогены.

Влияют на развитие половых признаков, на
подготовку и функционирование репродуктивной
системы и обменные процессы.

Слайд 22

6. Вывод о взаимосвязи нервной и гуморальной
регуляций в поддержании нормального обмена
веществ. Подведение итогов заполнения таблицы.

ЖелезыГормоныВоздействие на
организм
  нормагиперфункциягипофункция
ГипофизРостовыеРегулируют ростВ молодом возрасте — гигантизм, у
взрослых — акромегалия
Задерживают рост — карликовость
 РегуляторныеРегулируют деятельность половых и
щитовидной желез, надпочечников
Усиливают гормональную активность всех
желез
Усиливают отделение воды при
образовании вторичной мочи
ЩитовиднаяТироксинРегулирует обмен веществ, повышает
возбудимость нервной системы
Базедова болезнь (повышается обмен
веществ, возбудимость нервной системы, развитие
зоба)
Микседема (понижается обмен веществ,
возбудимость нервной системы, появляется
отечность). В молодом возрасте — карликовость и
кретинизм
НадпочечникиКортикоидыРегулируют обмен минеральных и
органических веществ, выделение половых
гормонов
Раннее половое созревание с быстрым
прекращением роста
Бронзовая болезнь (желтый цвет кожи,
слабость, похудение)
 АдреналинУскоряет работу сердца, сужает
кровеносные сосуды, тормозит пищеварение,
расщепляет гликоген
Учащенное сердцебиение, повышение
кровяного давления, особенно при испуге, страхе,
гневе
Количество регулируется нервной
системой, поэтому его недостатка не бывает
 НорадреналинОбратное действие
Поджелудочная железаИнсулинРегулирует содержание глюкозы в крови,
синтез гликогена
Шок, судороги, потеря сознанияСахарный диабет, повышается уровень
глюкозы в крови, сахар в моче
 ГлюкагонОбратное действие
Половые железы: семенники;
яичники
Андрогены

Эстрогены

Влияют на развитие половых
признаков, на подготовку и функционирование
репродуктивной системы и обменные процессы

III. Закрепление знаний.

Заполнение кроссворда. Каждому учащемуся
выдается кроссворд и дается время на
разгадывание:

По вертикали: 1. Гормон мозгового слоя
надпочечников.

По горизонтали: 2. Одно из проявлений
недостатка гормона щитовидной железы. 3. Животный
крахмал. 4. Гормон щитовидной железы. 5. Нарушение
углеводного обмена. 6. Парная железа внутренней
секреции. 7. Гормон надпочечников. 8. Избыточная
функция железы внутренней секреции. 9. Гормон,
регулирующий количество сахара в крови. 10.
Болезнь, возникающая при избыточном выделении
ростового гормона гипофиза. 11. Болезнь, связанная
с нарушением деятельности гипофиза. 12. Железа
внутренней секреции, расположенная в основании
головного мозга. 13. Недостаточная функция железы
внутренней секреции.

Ответы: 1. Норадреналин. 2. Кретинизм. 3.
Гликоген. 4. Тироксин. 5. Диабет. 6. Надпочечник. 7.
Кортикоид. 8. Гиперфункция. 9. Инсулин. 10.
Гигантизм. 11. Акромегалия. 12. Гипофиз. 13.
Гипофункция.

Домашнее задание: § 45, конспект.

Источник

Поурочный план по биологии 8 кл.

Джабраилова Х.Д.

Урок 13. РОЛЬ ГОРМОНОВ В ОБМЕННЫХ ПРОЦЕССАХ. НЕРВНО-ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ, ЕЕ НАРУШЕНИЯ

Цель: Уяснить, что такое гормоны и нервно-гуморальная регуляция; характерные особенности гормонов и их роль обменных процессах; нарушение нервно-гуморальные регуляции, их признаки и профилактику.

Задачи:

Образовательная: уяснить, что такое гормоны и нервно-гуморальная ре­гуляция; характерные особенности гормонов и их роль в обменных процессах; нарушения нервно-гуморальной регуляции, их признаки и профилактику.

Читайте также:  Травы при дисфункции поджелудочной железы

Развивающая: Формировать умения: работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, свободно излагать их содержание и форму­лировать вопросы; логически мыслить и четко отвечать на постав­ленные вопросы.

Воспитательная: воспитывать любовь к предмету

Оборудование: таблица с изображением схемы строения кожи человека, желез внутренней секреции, пищеварительной сис­темы вегетативной нервной системы; модель почки с надпочечни­ками.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1.Работа со словариком.

Железы внутренней секреции ~ это железы, которые выделяют свои секреты (гормоны) непосредственно в кровь.

Железы смешанной секреции — это железы, которые выполня­ют двойную функцию, то есть действуют как железы внутренней и внешней секреции.

Гормоны — это биологически активные вещества, которые вы­рабатываются железами внутренней секреции.

2. Выполнение задания 24 в рабочей тетради. Рассмотрите рисунок, подпишите его. Укажите, какие функции выполняют эти железы внутренней секреции.

1. Гипофиз — вырабатывает гормоны роста и гормоны, влияющие на работу щитовидной железы, надпочечников и половых желез.

2. Щитовидная железа — вырабатывает гормоны, влияющие на рост и развитие организма, дифференцировку тканей, интенсив­ность обмена веществ, уровень потребления организмом кислорода.

3. Надпочечники — вырабатывают гормоны, регулирующие об­мен углеводов и жиров; влияющие на содержание в организме ка­лия и натрия; стимулирующие деятельность сердечно-сосудистой системы.

4. Поджелудочная железа — выделяет гормон инсулин, регули­рующий обмен углеводов в организме.

5. Половые железы — вырабатывают гормоны, регулирующие рост и созревание организма, способствующие формированию вто­ричных половых признаков.

III. Актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала.

1) Чем обеспечивается согласованная работа всех частей наше­го организма?

(Нервной системой и железами эндокринного аппарата.)

2) С помощью какого механизма осуществляется нервная регу­ляция?

(Нервная регуляция осуществляется с помощью нервных им­пульсов, которые с огромной скоростью движутся по нервным структурам и несут нужную информацию.)

(Записать в тетрадь.)

3) Как осуществляется гуморальная регуляция?

(Гуморальной называется регуляция, осуществляющаяся с по­мощью биологически активных веществ — гормонов, которые вы­рабатываются железами эндокринного аппарата и поступают непосредственно в тканевую жидкость и в кровь. Кровь разносит гормоны по организму.)

4) Какими свойствами наделены гормоны?

(Гормоны обладают специфичностью, то есть влияют на строго определенные клетки, ткани или органы. Гормоны очень активны, действуют даже в ничтожно малых количествах. Гор­моны быстро разрушаются, поэтому они должны поступать в кровь или тканевую жидкость постоянно.)

5) Почему довольно часто употребляют понятие нервно-гуморальная регуляция?

(Нервный и гуморальный способы регуляции функций нашего организма тесно взаимосвязаны: нервная система управляет ра­ботой желез внутренней секреции, а те, в свою очередь, с помо­щью выделяемых гормонов влияют на воспринимающие нервные окончания и нервные центры.)

(Запись в тетрадь.)

IV. Заслушивание сообщений учащихся.

Учитель. Сегодня разговор пойдет о нарушениях нервно-гуморальной регуляции, их признаках и профилактике. Ваши това­рищи подготовили ряд сообщений по данному вопросу.

Последовательность действий при заслушивании сообщений изложена в конспекте уроков 7-8.

Сообщение 1

Гормон роста

Всемирной организацией здравоохранения принято считать, что средний рост женщин составляет 160 см, а мужчин — 170 см. Человек ниже 140 см или выше 195 см считается либо очень низ­ким, либо очень высоким.

Известно, что римский император Максимилиан имел рост 2,5 м, а русский крестьянин Махнов — 2,85 м! У женщин наиболь­ший отмеченный рост — 2,35 м.

Некоторые люди имеют рост от нескольких десятков сантимет­ров (например 60) до 1 м. Египетская карлица Агибе была ростом всего 38 см!

Почему наблюдается такая резкая разница в росте людей? Уче­ные выяснили, что процессом роста ведает гипофиз. Эта железка, имеющая форму фасоли, массой 0,5-0,65 г, располагается в кост­ном углублении основания черепа, называемого турецким седлом. Она связана с мозгом почти 100 тысячами нервных волокон. Гипо­физ вырабатывает до 25 гормонов, один из которых — гормон роста.

Избыточное выделение гипофизом этого гормона в кровь чело­века может усилить его рост. При недостатке гормона рост замед­ляется. Известен случай, когда у девочки в 6 лет прекратился рост. В 9 лет ее рост составлял 90 см. Чтобы увеличить ее рост, ей вво­дили гормон роста в течение 8,5 месяцев. За это время она подрос­ла почти на 7 см, а в последующие 2 года еще на 14 см.

Читайте также:  Какие признаки при обострении поджелудочной железы

Вопросы:

1) Какой орган отвечает за процессы роста в организме человека?

2) Что представляет собой гипофиз и где располагается в орга­низме человека?

3) Можно ли помочь человеку при замедлении роста?

Сообщение 2

Сахарное равновесие в крови

Недостаточное выделение поджелудочной железой гормона инсулина вызывает тяжелую болезнь — диабет.

При этом заболевании поджелудочная железа почти не выраба­тывает инсулин. Организм теряет способность усваивать сахар, он накапливается в крови и выводится с мочой.

Недостаток инсулина приводит к обезвоживанию тканей и по­тере воды организмом, что вызывает у больного мучительную жа­жду. Больной выделяет в сутки от 10 до 30 л мочи. Содержание са­хара в ней может достигать до 5-10 % (в норме моча не содержит сахара). Наблюдается исхудание, иногда, наоборот, ожирение.

У диабетиков нарушается обмен жиров и белков. Белки расще­пляются не полностью, промежуточные продукты ядовиты и вызы­вают тяжелое самоотравление организма.

Так нарушение нормальной функции поджелудочной железы вызывает глубокие сдвиги обмена веществ.

Как же вернуть ее к норме? Знание физиологической основы этих процессов позволяет успешно лечить диабетиков. Прежде все­го врач устанавливает правильную диету для больного.

Важным средством лечения является введение инсулина. Он тормозит выделение сахара печенью и улучшает усвоение сахара всеми клетками.

Вопросы:

1) Какое заболевание возникает при недостаточном выделении поджелудочной железой гормона инсулина?

2) Каковы симптомы сахарного диабета?

3) Как можно помочь больному сахарным диабетом?

Сообщение 3

Гормон активных действий

Надпочечники выделяют в кровь ничтожно малое количество гормона адреналина; 15 г его хватило бы с избытком для всех лю­дей земного шара. В особых, критических состояниях человека -при испуге, возбуждении — количество адреналина может повы­ситься в 1000 раз (с 0,0000000055 до 0,0000055 г).

Адреналин учащает биение сердца, расширяет сосуды, изменя­ет кровяное давление, возбуждает нервные центры непроизвольных мышц, готовя таким образом организм к активной деятельности.

Тяжелые расстройства развиваются при недостатке гормонов надпочечников.

Нарушение работы надпочечников, вызванное воспалительны­ми процессами, приводит к бронзовой болезни. Эта болезнь была открыта в 1855 году английским врачом Т. Аддисоном. И. С. Тур­генев так описал эту болезнь в рассказе «Живые мощи»: «Я при­близился — и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершен­но высохшая, одноцветная, бронзовая ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа, губ почти не ви­дать — только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос».

При аддисоновой болезни нарушается обмен солей между кро­вью и тканями тела. Лечат ее введением гормонов надпочечников.

Удаление надпочечников у животных приводит к их смерти.

Вопросы:

1) Как гормон надпочечников адреналин влияет на организм человека?

2) Какие нарушения происходят в организме при аддисоновой болезни?

3) Можно ли помочь больному аддисоновой болезнью?

Сообщение 4

Щитовидная железа и ее гормоны

Одно из заболеваний, связанных с нарушением функции щито­видной железы, называется базедовой болезнью. При этом увели­чивается щитовидная железа, а следовательно, и клетки, которые выбрасывают гормон. В результате гормон становится ядом для организма, вызывая жестокое отравление нервной системы. Резко увеличивается расход энергии. Поэтому наступает резкое похуде­ние, дрожание рук и другие признаки болезни.

Больному может помочь хирург. После удаления разросшихся тканей щитовидной железы исчезает пучеглазие, понижается нер­возность, улучшается работа сердца, прекращается дрожание рук.

Что же произойдет, если в кровь поступит мало гормонов? Признаки болезни будут другими: вялость, апатия, голос становит­ся резким, расход энергии резко падает.

Гормон щитовидной железы выделен в чистом виде. При пер­вых признаках, связанных с недостатком этого гормона в крови, врач может предотвратить развитие болезни, вводя его в кровь за­болевшего.

Вопросы:

1) Каковы признаки базедовой болезни?

2) Что наблюдается в организме человека при недостаточном выделении в кровь гормона щитовидной железы?

3) Можно ли помочь больным с нарушением функции щито­видной железы?

Задание на дом: подготовиться к обобщающе-зачетному уроку по темам: «Общий обзор организма человека», «Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат».

Источник